Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Философ / Философия образования
Модель педагогического образования

М.Н. Кожевникова
О модели педагогического образования

(фрагмент статьи – ст. опубликована в Журнале "человек и образование" 2013, №4.)

Представленная модель педобразования исходит в своей основе из своеобразной концепции  педагогической деятельности: это понимание учительской деятельности как искусства и "учителя" как творческой профессии.

Что такие концептуальные изменения в модели педагогического образования будут означать в конкретности? То, что такая модель потребует построения системы педагогического образования в русле практической подготовки. Можно представить себе это как программу, в которой непосредственная практическая подготовка будет занимать не меньше половины учебного времени, продолжаясь с первого до последнего курса и включая поэтапную отработку практических педагогических навыков в разных областях и жанрах деятельности - так же, как используется тренинг и опыт самостоятельного творчества в образовании танцоров, музыкантов, художников.

Однако искусство и творчество несводимы к владению навыками, пусть даже виртуозному, а требуют творческой личности, что возможно обеспечить только "фундаментом" творческого образования. Уровень "фундамента" в образовании - это, в первую очередь, введение в феноменологию творчества, что традиционно делается через историю искусства и личную передачу опыта наставниками, деятелями искусства. В обсуждаемом случае это возможно через историю педагогического творчества и наставничество практикующих учителей. А также это введение в соответствующую область культуры: в данном случае – в культуру личностного развития человека, что осуществляют такие дисциплины, как психология, философия, социальные науки, антропология, концепции современной картины мира, религиозные теории, классическое и современное искусство, т.д.

Предмет специализации будущих педагогов должен пониматься и преподаваться с удержанием и соотнесением двух уровней: широких перспектив научной (или культурной) области данного предмета и перспективы данного предмета как учебного, то есть в его специфической миссии в контексте образовательной программы.

При том, что три обозначенные выше области, представляющие педагогическую составляющую образовательной деятельности и содержание образования, можно считать равноценными, учебный план программ обучения в педвузе, включающий практику, должен будет делиться в соответствующих пропорциях. Одна доля - педагогический тренинг в жанре деловых ролевых игр, вторая - предметы "фундаментального уровня", третья - предметы области специализации. И, кроме того, традиционная практика, проходящая вне стен вуза на площадках учебных заведений, которая должна начинаться с 1-го курса и включать периоды "погружения" в образовательную и воспитательную деятельность различных видов и жанров: проведение олимпиад, фестивалей, игр, лагерей, социальную работу служб и благотворительных организаций, работающих с детьми и т.д.

Если понимать педагогическое образование как обучение творческой профессии и введение в практику, в искусство, в действительности, потребуется пересмотреть и сами цели, объем, жанр преподавания педагогики! Согласно заявленному пониманию, потенциал педагогики должен быть направлен на подготовку эффективных практических курсов, – так же, как потенциал лингвистики используется в преподавании иностранных языков. Однако что это будет значить для педагогики как учебной дисциплины? Что педагогика как теория для широкой аудитории студентов обретет  вид краткого курса, имеющего цель введения студентов в педагогический дискурс. Педагогика в расширенном виде отойдет к епархии студентов, проходящих специализацию на кафедрах педагогического исследования, то есть для будущих исследователей педагогики.

Блок предметов "фундаментального уровня", о котором уже говорилось выше, будучи системой, ориентированной на становление личности педагога – творца, должен включать как особо значимые те курсы, которые послужат развитию субъектности будущих учителей, стимулируя, поддерживая, обогащая самосознание учителя. К таким относятся, например, "Практикум философии образования", "Практикум психологии учительской деятельности". И еще требуется добавить, что работа с профессиональными мотивациями будущих учителей должна пониматься как особо значимая и составить отдельную область, представленную и содержанием, и методологией педагогического образования.

Однако преподаватели педагогических вузов, чтобы быть способными подготавливать «учителей» как деятелей творческой профессии, сами должны  таковыми являться. Что это будет подразумевать для педагогических вузов? Сложный вопрос: с чего начинается творчество и можно ли как-то его стимулировать? Требуется отнюдь не только определенная переподготовка преподавателей, но и, в первую очередь, необходимая для творчества высокая  степень свободы  педвузов: и в содержательном, и в организационном плане. Это  право  самостоятельно формировать свои программы, подходы и методы обучения в рамках лишь нескольких ограничивающих директивных принципов и нормативов, а в основном исходя из локальных условий, традиций а, главное, индивидуальных возможностей и наклонностей конкретного преподавательского состава.

Должен ли контингент учащихся в учреждениях педобразования формироваться каким-то специальным образом, если понимать их как центры обучения творческой профессии? Согласно предлагаемой концепции при поступлении в педвуз требуется проводить творческий конкурс (может быть, в две стадии - с первичным отбором абитуриентов по неформальным резюме-автопортретам и затем по содержащему элемент спонтанности устному собеседованию о книгах, фильмах, исторических персонажах, жизненных ситуациях и т.д., позволяющему выявить мировоззренческие, ценностные представления, мотивированность, общегуманитарные, речевые, артистические, психолого-педагогические способности).

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.