Образовательный проект «этико-экологического образования»
Как представляется, если определять характер того искомого образования, требования к которому диктует время, оно должно быть нацелено на формирование «экологической» этики (или вариант интерпретации термина - «глобальная этика»).
Обсуждаемое образование
1. определяется как экологическое в том смысле, что оно ориентировано на гармонизацию взаимоотношений человека с миром и самим собой,
2. предполагается как комплексное в том смысле, что задача формирования экологической этики может решаться через весь комплекс образовательных курсов и методик.
Современное образование стоит перед вызовом и требованиями, предъявляемыми к нему грядущим тысячелетием и зрелым опытом пережитой эпохи научно-технического прогресса.
Многие программы, курсы, проекты и методики современного образования исходят из решения не только задачи интенсификации интеллектуального развития и адаптации ребенка к жизни в постиндустриальном компьютеризированном мире, но также и задачи сочетания интеллектуальных материалистических знаний и навыков с духовными знаниями и процессами личности.
Данный проект также ставит целью согласование прогресса во внешнем и во внутреннем мире человека, гармонизацию человеческих отношений в обществе, включая отношения с представителями разных национальных или религиозных культур, на установление сбалансированных взаимодействий с окружающей средой.
В русле общих тенденций поливариантного развития современного образования - создания вариантов альтернативных образовательных программ и гуманитаризации процесса образования - введения в него человеческих ценностей как превалирующих над информативным научным содержанием, цель проекта представляется закономерной и естественной.
Базовые принципы образовательной модели:
1. психологический (изнутри человека) подход к рассмотрению реальности,
2. глубоко экологический принцип ненасилия,
3. ориентация в процессе развития и образования ребенка как на основной метод на развитие ума в направлении диалектического мировосприятия,
4. принцип открытости ума, отказ от догматизма, - признание поливариантности концепций и представлений,
5. альтруизм как основа системы нравственных ценностей, утверждение возможности его развития методами традиционных духовных культур или современного психотренинга.
В чем на настоящий момент могут сказываться особенности той образовательной модели, о которой идет речь и которая должна представлять из себя некоторую матрицу, свободно допускающую наполнение ее различным материалом (в зависимости от возможностей школ и не вступающую в противоречие с национальными культурами и духовными традициями)?
- Это мировоззренческий стержень всего образовательного процесса, состоящий в специальной постановке перед ребенком в процессе образования принципиальных мировоззренческих вопросов для побуждения его к самостоятельному формированию своего мировоззрения и введении общеобразовательных курсов собственно для осуществления этой основной цели,
- экологичность: в отличие от антропоцентристского отчуждающего и объективизирующего подхода при рассмотрении явлений, особенно явлений живого мира, сохранение у детей естественного контакта с миром живой природы, равностное осознавание единых для всех явлений природы закономерностей, прослеживание взаимосвязей и взаимообусловленности явлений; строгое следование идее ненасилия при определении мировоззренческих, организационных, педагогических, содержательных и методологических принципов образовательных программ,
- психологизация образования - особое внимание к внутреннему миру человека, приводящее к осознанной нравственности приучение к рефлексии, анализу и тренировке мотивации, процессов восприятия и осознавания, процессов жизни в общесте,
- принципиальная открытость к другим концепциям, культурам и системам мировоззрения.
Вышеуказанные принципы обсуждаемой модели могут пониматься как характеристики упоминавшейся матрицы, в этом случае эти подходы могут осуществляться в рамках существующих курсов:
так, например, в плане воспитания открытости ума важно внесение в общеобразовательные научные курсы историко-научного ракурса рассмотрения материала и ознакомления учащихся с новейшими научными гипотезами.
Вместе с тем, перечисленные подходы могут пониматься как выбранные направления для разработки новых курсов, которые будут представлять из себя факультутивные программы и составят некую "базу данных" Фонда, из которой по желанию и возможности учителя и школы будут иметь возможность черпать для себя материалы и методики.
На настоящий момент в рамках проекта определен к разработке (и, частично, разрабатывается автором) следующий перечень курсов:
для младшей школы - "Развитие и творчество" (курс, нацеленный на стимулирование детей к самостоятельному формированию своего мировоззрения),
"Природа",
"Мир людей" (элементарное обществоведение и этика),
"Мифы народов мира" (курс, позволяющий прочувствовать относительность представлений о мире различных религиозных, национальных, этнических групп),
"Здоровье";
для средней школы - "Этнография народов мира",
"Религии мира",
"История культуры Запада и Востока",
"Логика и диспут",
"Основы психологии";
для старшей школы - "Основы психологии",
"Здоровье",
"История мысли" (Философские и религиозные учения человечества),
"Общество",
"Моделирование будущего" (или "Футурология").
Одним из важнейших направлений проекта предполагается разработка специальных методик, предназначенных для учителей и призванных способствовать реализации их творческого потенциала при овладении программой, а также облегчающих процесс выработки внутренних педагогических установок относительно учащихся, которые опирались бы также на принцип ненасилия и другие из перечисленных выше принципов.
М. Кожевникова
СПб, 1996-2000
|