Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Философ / Образование / Курсы
Курс "Развитие и творчество". Доклад.

Конференция Образовательного Центра Международной Лиги защиты культуры
 
 
Караваева И.И.
преподаватель Центра эстетического воспитания Калининского района.
 
 
Курс "Развитие и творчество": развитие самостоятельного мировоззрения ребенка методами творческой активности
 
Курс "Развитие и творчество" был разработан М.Кожевниковой для младшей школы как программа, призванная активизировать самобытное творческое начало каждого ребенка с целью самостоятельного формирования мировоззрения.
По замыслу автора предполагается, что темы занятий курса отражают ключевые для становления человеческого мировоззрения моменты, а формы - основные формы детской творческой активности: выбор альтернативных вариантов при ответе на вопросы, рассказ при обсуждении, досказывание историй и сказок и самостоятельное сочинение, коллективное сочинение и разыгрывание историй и сказок, рисование, дорисовывание и раскрашивание рисунков, создание театра рисованных бумажных кукол и импровизация спектаклей в нем (при одновременном сочинении сюжета, стихов, песенок, рисовании, наклеивании кукол и декораций, постановки сказок и др.)
В курсе придается особое значение постановке со стороны взрослых для ребенка мировоззренческих вопросов, зачастую не предполагающих определенного ожидаемого ответа. Детям не диктуется и не преподносится некая готовая модель. ТАким образом целью курса является выявление взглядов, естественных конкретно для данного ребенка, искреннее выяснение им своих настоящих позиций и тем самым внесение осмысленности в свой образ жизни.
Пособием и методической основой для курса является так называемая "Книга обо Мне", представляющая из себя, по сути дела, матрицу для заполнения творческим материалом силами самого ребенка, в результате чего ребенок и его родители должны получить в подарок их собственную книгу авторства ребенка, Книгу о нем самом.
"Книга" существует в объеме около 150 компьютерных страниц, подготовленная для проведения 1-го года курса "Развитие и творчество". Весь курс ориентирован на 3 года младшей школы, начиная со 2-го класса.
 
Особое внимание в курсе отводится обращению детей к их внутреннему миру, на необходимость обучения "внутренней тишине" и для этого - на использование тренировки на сосредоточение, проводящейся на уроках до начала основной творческой активности.
Рассмотрение всех тем в Книге проводится в трех параллельных измерениях: измерении реальности, измерении сказочном (эти страницы Книги озаглавлены "Моя волшебная страна") и измерении смеха (страницы: "В стране чудаков"), поскольку и активизация воображения ребенка, и развитие его чувства юмора представляются тоже одними из важнейших целей в процессе самореализации личности.
Идея же, к которой подводит весь курс и которая в итоге предлагается детям на рассмотрение - это такое понимание смысла человеческой жизни, как всемерное духовное развитие - реализация всего творческого потенциала, всех добрых человеческих качеств личности.
В Книге используются в основном авторские тексты сказок, стихов (недосказанных - оставленных на досказывание ребенка) и т.п. и также английские, японские стихи, стихи современных русских поэтов, фольклор народов мира.
 
 
На протяжении 1996-1997-го учебного года я вела этот курс в Центре эстетического воспитания Калиниского района, представляющего из себя учреждение дополнительного образования. В нашем Центре существуют образовательные комплексы предметов музыкального, худождественного, хореографического и театрального направлений, по которым формируются специальные группы детей. Я занималась программой "Развития и творчества" в рамках курса мироведения с двумя группами, одна из которых относилась к музыкальному, а вторая - к художественному направлению. Дети представляли в основном 1 и 2 классы средней школы. Разновозрастность групп с одной стороны, вызывала некоторые сложности в проведении занятий, но вместе с тем давала возможность сравнения результатов у детей 1, 2 и в одном случае - 3-го классов. Сразу можно заметить, что данный курс посилен для детей, научившихся писать, и в плане свободы записи своих мыслей более успешные результаты были, конечно, у ученицы 3-го класса, но все же темы и ориентация курса на играющее и фантазирующее сознание ребенка более соответствуют начальному школьному уровню. Дети старше предлагают уже более стереотипные, заимствованные сказочные сюжеты и недостаточно непосредственно переживают некоторые важные для становления мировоззрения темы.
Урок "Развитие и творчество" проходил у детей 1 час в неделю (вместо планируемых 2), что вызвало соответственное сокращение программы, и по этому поводу хотелось бы оговорить, что как для этого курса, так же, наверное, и для других творческих занятий такого рода оптимальным видится урок продолжительностью в 1.5 или, по меньшей мере, в 1 астрономический час, на протяжении которых дети могли бы успевать завершить начатый совместный разговор - размышление и творческий процесс - созерцание (сочинение и рисование).
 
Основными методиками, которые мы с детьми применяли на уроках курса, были: обсуждение темы с возможностью высказаться для каждого, затем самостоятельное заполнение своей Книги с записью своих рассказов, рисованием, дописыванием сказок, сочинением стихов. Успехом пользовался метод выбора ответа из ряда предложенных вариантов. Мы пробовали практики развития сосредоточения внимания и успокоения возбужденности сознания – упражение "слушание внутренней тишины".
К виду практик тренировки восприятия можно отнести наши попытки мысленного расширения освоенного пространства - от того места, где мы находимся, до масштабов города, страны, Земли, космоса в теме "Этот мир".
Моменты психологического самоанализа прослеживались во вступительных темах "Я" и темах "Друзей" и "Врагов".
Мы активно использовали на уроках музыку для создания определенного душевного настроя.
 
 
Если касаться отдельных тем и отношения к ним детей, 
то очень живой интерес проявляли ребята к вступительным темам - с большим удовольствием рассматривали свое лицо, обдумывали ответы на вопросы относительно черт характера, а затем описывали и рисовали свой портрет. По-видимому, этот интерес отразил не только особенность психологии этого возраста, но и дефицит подобного внимания к личности ребенка в общеобразовательной программе школы.
 
Очень интересными, но и сложными являются все темы, относящиеся к "смешливым страницам" Книги. Развитие чувства юмора у ребенка - дело чрезвычайно тонкое, и поскольку это - задача нерешаемая специально никакими собственно педагогическими методиками, бывает, кажется, непосильным ее решать. Все же мы проводили конкурсы на самое смешное прочтение стихов и самые смешные рассказы, но, наверное, более удачным методом естественного перехода к "урокам смеха" было опять-таки рисование. У всех детей вызывало большой энтузиазм рисование иллюстраций к смешным стихам, и в этом процессе, а также и его результатах у нас было много находок. Вообще же, можно заметить, что на успех этих уроков влияет и время года и, конечно, возможность создать неформальную обстановку в классе, устранив скованное чувство обязательного школьного урока.
 
Тема "Моей Волшебной страны" была наиболее естественной и самой популярной у детей. Они сразу поняли смысл этой темы, с радостью бросились сочинять свои сказки, проявили удивительное творчество, и здесь у нас была масса неожиданных открытий. Вообще же можно заметить на примере этой темы, в частности, что, конечно, сама Книга является только косвенным продуктом и даже не может отразить в полной мере те творческие процессы, которые проживают дети на уроках.
 
Тема "Шум" оказалась для детей волнующей и выявила, что дети хорошо чувствуют, что такое шум в нашей жизни, и страдают от него. Дети просто выплеснули свои неврозы, продемонстрировав, что "шум" для них является реальной проблемой. Также они проявили понимание того, как важно не поддаваться ему, а отслеживать "шум" как "шум".
 
После темы "Шум" естественно была воспринята и тема "Тишина", хотя она давалась труднее. Было понято детьми, что такое "внутренняя тишина" и был интерес к этой теме, но сложности возникли с попытками эту внутреннюю тишину слушать в дыхании, учась сосредоточению.
 
Крайне удачная находкой в теме "Живые существа" была методика со-чувствования живым существам на основе впечатлений от японских стихов, вводящих в такое сопереживание. Этот прием очень точно срабатывал. Дети вспоминали много историй о знакомых живых существах, очень непосредственно делились впечатлениями, увлеченно рисовали и т.д.
 
В целом, чтобы не разбирать все темы в подробностях, можно отметить, что при успехе большинства тем в отдельно взятом виде существовала некоторая проблема их преемственности, связи воедино в восприятии ребенка, что было замечено автору программы и принято во внимание при доработке и разработке 2-й части курса. Я выработала для себя некоторую методику по решению этой проблемы и вообще стимулированию детей к собственным созерцательным размышлениям на темы курса: я старалась давать зачин следующей темы в конце урока предыдущей - перед прощанием я озадачивала ребят некоторыми вопросами для размышления на дом. Результаты домашених размышлений зачастую ложились затем в основу записей в Книгу на следующем уроке.
 
Результаты курса я оценивала по своим положительным в основном впечатлениям от реакций и состояния учеников на уроках, от большой естественности нашего общения в рамках курса, и также по положительным отзывам родителей, благодаря "Книге обо мне" лучше знакомившихся со своим ребенком, а кроме того, и по большому интересу, который проявили к нашему курсу и "Книге" психологи.
 
Что касается результатов работы с группами разных направлений эстетического образования, то можно было заметить большую интравертность художественной группы, порождавшую в работе на уроках большую глубину проникновения в рассматриваемые проблемы. Естественно, что выгодно выделялось и оформление книг, сделанных ребятами этой группы. Группа музывального направления отличалась большей раскованностью в работе на уроках и красноречием.
 
 

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.