Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / МК / Публикации

КОНЦЕПЦИИ, МОНОГРАФИИ, КНИГИ

Горизонты новой социальности в образовании / Колл. моногр. Отв. ред. М.Н. Кожевниковой. - СПб.: Изд-во РХГА, 2015. – 447 с. (Кожевникова М.Н. Гл.I. Образование социума и социум образования. Гл.I. V. Социализация в образовании, культивирование конформности, нонконформизм. – С. 12-193, 366-428).

Кожевникова М.Н. Концепция учительской философии образования // Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. – СПб.: Изд. «Лема», ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. – С. 78 – 131.

Кожевникова М.Н. Учение: книга о философии образования в буддизме в текстах, примерах и размышлениях / Кожевникова М.Н. – СПб.: Алетейя, 2014. –272 с.

[Кожевникова М.Н. Автор-сост., ред.] Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. – СПб.: Изд. «Лема», ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. – 176 с.

Лотосовый сад. Хрестоматия буддийской литературы (Классические и современные буддийский тексты в переводах, сокращении и адаптации, для детей среднего школьного возраста) / Авт.-сост. М.Н. Кожевникова. - СПб.: Нартанг. - 343 с.

(Кожевникова М.Н. Автор-сост., ред.) Образование человека. Философия образования: Семинар / СПб.: Изд. "Лема", 2011. - 320 с.

Буддийские медитации: тексты практик и руководств / Состав., перев. текстов с тиб. и англ., предисловие, индексы, словарь, примечания М.Н. Кожевниковой. - СПБ.: Нартанг, 2006. - 523 с.

Кожевникова М. Н. Обновление в буддизме. От Агвана Доржиева - до наших дней // Буддийская традиция: история и современность. Юбилейные чтения, посвящённые 150-летию со дня рождения Агвана Лобсана Доржиева. СПб., 2005. С. 116-130.

Кожевникова М. Н. Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России. - СПб.: Нартанг. 2003. 156 с.

Кожевникова М.Н. Философия образования Востока: буддизм. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 350 с.



НАУЧНЫЕ СТАТЬИ(избранное)

2020

Кожевникова М.Н., Лебедев Н.С. Новая дидактика "Социально-эмоционально-этического образования": роль педагогического модерирования // Человек и Образование. 2020. № 4 (65). С. 86—92. 

Кожевникова М.Н., Циммерман Н.В. Проблема гуманитарного оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании // Science for Education Today. 2020. № 6 (10). С. 121—140. DOI: 10.15293/2658-6762.2006.07 

Кожевникова М.Н. Судьба гуманистической парадигмы и новые идеи в образовании // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2020. № 4. С. 42—53. DOI: 10.25688/2078-9238.2020.36.4.05.

Кожевникова М.Н. Феномен субъектности: проблемы интерпретации // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 31—44. DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10053

Кожевникова М.Н. Встреча российской школы с "социально-эмоционально-этическим образованием": организационно-педагогические условия // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6. С. 161—170. DOI: 10.51379/KPJ.2020.28.29.022 (В соавторстве с Н.И. Неупокоевой)
 

2019

Кожевникова М.Н. Менеджеристская парадигма: в управлении образованием, образовательных целях и социально-воспитательных следствиях // Человек и образование. – 2019, №4 С.183-189.

Кожевникова М. Н. «Россия, не имеющая границ» (Концепты российской ментальности: к проблемам развития образования) // Гуманитарные Ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. - С. 88-110.

Кожевникова М. Н. Междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // Человек и образование. - 2019, №1, с. 183-188.


2018

Кожевникова М. Н. «Сопротивляясь менеджеризму» - управление для творческого автономного рефлексивного учителя // Человек и образование, 2018, №2, с. 195-199.

Кожевникова М. Н. В каком управлении нуждается творческий учитель? / М. Н. Кожевникова // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов. «Ученые записки ИУО РАО», сетевое издание. 2018, вып. №2.

Кожевникова М. Н. Буддийская феноменология бессамостности: Опыт анализа концептов «Я» и «просто-я» Чже Цонкапы / М. Н. Кожевникова // Вопросы философии», № 7, 2018. – C. 156-165.


2017

Кожевникова М. Н. Самоосвобождение учителя: гуманитарная рефлексия и критическое педагогическое мышление// Социология образования, 2017. №6. – С. : 103-109.

Кожевникова М. Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызовами // Человек и образование. 2017. №6. – С. : 25-31.

Кожевникова М.Н. 100 лет спустя: современное образование «перед лицом Дьюи» // Педагогика 2017. – С.115-125.

Кожевникова М.Н. Российская цивилизация, менталитет и стратегические задачи образования// Социум и власть, № 4 (66), 2017, с. 36-42.

Кожевникова М. Н. К пониманию педагогической рефлексии: обоснование гуманитарной модели рефлексии учителя // Вестник НГПУ, т.7, № 6. 2017.

Кожевникова М.Н. Тренинги: "педагогические этюды" и искусство педагога Вестник МГПУ, серия "Философские науки", 2017, № 1 (21), с. 103-111.

Кожевникова М.Н. Социальность учителей: внешние и внутренние условия// Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 237-248.

 


2016

Кожевникова М.Н. Ситуация несогласия и конфликта - резерв для социальности в образовании // Преподаватель XXI век. 2016. № 3- ч.1. С. 42-52.

М. Н. Кожевникова. Видение учителя А. Ивановой, посланной на курсы повышения квалификации, случившееся после занятия по теме «Человек в лабиринте мира: уроки Я. А. Коменского» (Социальная образовательно-философская аллегория) // Профессиональное развитие учителя в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы V Педагогических чтений в рамках Санкт-Петербургского образовательного форума (СПб., 22 марта, 2016 г. – СПб.: Петершуле, 2016. – С.157-179.

Margarita Kozhevnikova, Desire in Buddhism and the concept of "Child people” and "True adults” // Desire: The Concept and Its Practical Context. - Transaction Praxiology, volume 24. – P.135-155.

Кожевникова М. Н. Проблемы российской ментальности и перспективная модель российского образования XXI в. // Роль менталитета в функционировании государства: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25 марта 2016 г. / Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь ; Ин-т истории НАН Беларуси. – Минск: Колорград, 2016. – 266 с. – C.208 – 213.

Кожевникова М.Н. «Творческий самостоятельный рефлексивный учитель»: модель подготовки педагога» // Человек и образование – 2016. – № 1(42). – С.115-121.

Кожевникова М.Н. Автономия учителей// Образовательная политика, №4 (74), 2016, с. 47-59.

Кожевникова М.Н. Социальность подлинная и ложная как проблема философии образования //Социология образования. – 2016. - № 05. – С.44-54.

Кожевникова М.Н. «Творческий самостоятельный рефлексивный учитель»: модель подготовки педагога» // Человек и образование – 2016. – № 1(42). – С.115-121.


2015

Кожевникова М.Н. Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ // Человек и образование – 2015. – № 1(42). – С. 63-67.

Кожевникова М.Н. Социальная общность как проблема. И как миссия образования // Социум и власть, № 6 (56) 2015. - С.64-71.

Соколова И.И., Кожевникова М.Н., Шевелев А.Н. Методология исследования педагогического образования на современном этапе развития науки// Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 4-8.

Кожевникова М.Н. Социальная миссия образования» // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии 2015. №4 (30). С.54 - 62.

Кожевникова М.Н. Философские основания содержания современного педагогического образования // Человек и образование. 2015. № 3 (44). – С. 38-44.


2014

Кожевникова М. Н. Протест и солидарность в образовании / М. Н. Кожевникова // Социум и власть - 2014. - №2. - С. 24-30.

Кожевникова М. Н. Язык педагогики / М. Н. Кожевникова // Вопросы образования - 2014. - №3. - С.283-302.

Кожевникова М.Н. Концепция учительской философии образования // Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. - СПб.: Изд. "Лема", ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С. 78-131.

Кожевникова М.Н. Учение: книга о философии образования в буддизме в текстах, примерах и размышлениях / Кожевникова М.Н. - СПб.: Алетейя, 2014. 272 с.

Кожевникова М.Н. "Знающий выбирает свой путь всем сердцем..." Личная миссия учителя // Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. - СПб.: Изд. "Лема", ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С.41-59.


2013

Кожевникова М. Н. Концепт "Роста-развития" у Дьюи как метод и результат / М.Н. Кожевникова // Философия образования, 2013. - №5. - С.122-130.

Кожевникова М. Н. О подходах к моделированию педагогического образования / М. Н. Кожевникова // Человек и образование - 2013. - №4 (37). - С.50-54.

Kozhevnikova M., Teacher in oneself and with oneself, In Acta paedagogica, 2013, no. 31

Кожевникова М.Н. "Един человек. Множественны предметы" // "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования". Сб. науч. ст. - СПб., 2013. - С. 146-153.

Kozhevnikova M. "Childish people" and "true adults": concepts of the educational model. A paper given at 23rd Word Congress of Philosophy, August 4, 2013,  Athens. – 6 p. / Margarita Kozhevnikova // XXIII Word Congress of Philosophy. Philosophy as inquiry and way of life. Abstracts. Athens, 04-10 August 2013, University of Athens, School of philosophy, University Campus - Zografus. - P. 365.

Кожевникова М.Н. Буддийская концепция "обучения Других" у Арьядевы и в литературе Праджняпарамиты / М.Н. Кожевникова // Буддизм и современный мир. / Сборник материалов конференции "Пятые Доржиевские чтения" - СПб.: Гиперион, 2013. С. 163-170.

Кожевникова М.Н. Институт буддийской культуры АН СССР (1928-1930 гг.) // Комиссии Академии наук в XVIII-XX веках: Исторические очерки / Отв. ред. Ю.М.Батурин; ред.-сост. Г.И.Смагина, Э.А.Тропп. СПб. : Нестор-История, 2013. С. 495-511.

Кожевникова М.Н. Ученый секретарь Комитета наук МНР М.И.Тубянский // Страны и народы Востока. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток. 2013. C. 343-359.

Письма М.И.Тубянского Ф.И.Щербатскому из Монголии (Подготовка и публикация М.Н.Кожевниковой) // Страны и народы Востока. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток. 2013. 360-372.


2012

Кожевникова М.Н. Curriculum и идентичность // Ценностные миры современного человечества. СПб., СПбГУ. 2012. - С. 359-370.

Кожевникова М.Н. Роль философии образования в становлении самосознания учителя // VI Российский философский конгресс. Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы. Т. 2. Нижний Новгород, 2012.


2010

Кожевникова М.Н. К критериям научности: возможен ли "алгоритм" оценки научности. // Наука - творчество - образование. Сб. науч. тр. II Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти профессора Георгия Федоровича Миронова. - Ульяновск, 2010. - С.112-117.

Кожевникова М.Н. Философские заметки о "Четырех сотнях строф" Арьядевы // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Изд-во СПбГУ. 2010. - С. 10-25.

Кожевникова М.Н. Вера и рациональность в буддизме // Сборник материалов VI международной научной конференции по философии, религии и культуре стран Востока "Торчиновские чтения", 2010.


2009

Кожевникова М.Н. Буддийская традиция философии образования: специфика феномена, базовые концепты // Электронный многопредметный научный журнал "Исследовано в России", 035, С. 354-385, 2009. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2009/035.pdf.

Кожевникова М.Н. Буддийская модель философии образования // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 6: Философия. Социология. Политология. Культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. С. 132-135.

Кожевникова М.Н. Проблема метода в науке и герменевтические подходы (на примере востоковедческих исследований) // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научной конференции: в 5 т. (под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых). Магнитогорск: МаГУ, 2009. Вып. 4. т. 3. С. 109-114.

Кожевникова М.Н. Учёный и его "миссия": размышление о науке в социуме и мироздании, на примере судеб российских учёных - академиков В.П. Васильева, С.Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского // Наука - творчество - образование. Сб. науч. тр. Международной теоретико-практической конференции, посвящённой памяти профессора Георгия Федоровича Миронова. Ульяновск, 2009. С. 112-117.

Кожевникова М.Н. Буддизм как философия образования// "Религиоведение". 2009, №2. С. 56-63.

Кожевникова М.Н. Утвердительная и отрицательная логика "Четырёх сотен строф" Арьядевы // V Российский философский конгресс. Наука. Философия. Общество. Материалы. Т. 2. Новосибирск, 2009. С. 98.

Кожевникова М.Н. Как готовились экспедиции ИРГО "школы Пржевальского" в Центральную Азию // Буддийская культура: история, источниковедение, языковедение и искусство. Сб. материалов конференции "Третьи Доржиевские чтения". СПб., 2009. С. 291-302.


2008

Кожевникова М.Н. Современные версии буддийского образования. Четыре Истины в западном мире // Буддийская культура: история, источниковедение, языковедение и искусство. Сб. материалов конференции «Вторые Доржиевские чтения». – СПб., Изд.: Петербургское востоковедение, 2008. - С. 172-182.

Кожевникова М. Н. Развитие буддологической школы академика Ф.И. Щербатского в России в первой половине XX века: влияние времени и менталитета учёных на межкультурную интерпретацию // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. - М., 2008. С. 603-606.


2007

Кожевникова М.Н. К истории создания Института буддийской культуры (ИНБУК) АН СССР: 1927-1930 гг. Значение научных экспедиций школы академика Щербатского // Международная научно-практическая конференция "Рериховское наследие". Т. III. Восток-Запад на берегах Невы. СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. Ч. 1. С. 314-329.

Кожевникова М. Н. Буддизм как образование (По Палийскому Канону) // Cб. материалов Международной научно-практической конференции "Рериховское наследие". Т. III. Восток-Запад на берегах Невы. - СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. Ч.2. С. 93-108.

Кожевникова М. Н. К истории создания Института буддийской культуры (ИНБУК) АН СССР: 1927-1930 гг. Значение научных экспедиций школы академика Щербатского // Международная научно-практическая конференция "Рериховское наследие". Т. III. Восток-Запад на берегах Невы. СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. Ч. 1. С. 314-329.

Кожевникова М. Н. Развитие буддологической школы академика Ф.И. Щербатского в России в первой половине XX века: влияние времени и менталитета учёных на межкультурную интерпретацию // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. М., 2008. С. 603-606.


2006

Кожевникова М. Н. Мысли о Дхарме. Субъект в свете буддийской традиции. (Семинар в Музее сновидений им. З. Фрейда, Восточно-Европейский Институт психоанализа в Санкт-Петербурге) // Буддизм России. 2006, №40. - С.8-19.


2004

Кожевникова М.Н. Буддийская модель и современная западная философия образования // Интеграция российского высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство: материалы межвузовской научно-методологической конференции. – СПб.: СПбГЛТА, 2004. – С.247-254.

Kojevnikova M. The perspectives of interpretation of Buddhism as a model of philosophy of education // The Philosophy of Education Society of Great Britain (Перспективы интерпретации буддизма как модели философии образования. - Материалы международной конференции Общества философии образования Великобритании, Оксфорд, 2004).

www.philosophy-of-education.org/conferences/pdfs/DuartePESGB04Submission.pdf


2003

Кожевникова М.Н. Антитезисы об исключённом третьем // Буддизм России. №37.- 2003, С. 88-89.


2002

Cullakalinga-jataka. Пер. Е.Е. Обермиллера. Подготовка к публикации М.Н. Кожевниковой // Буддизм России. №35. 2002. C. 5-9.

Кожевникова М.Н. Как мы мыслим? - О составном в буддийской философии (продолжение дискуссии) // Буддизм России. №35. 2002. С. 73-75.


2001


Кожевникова М. Н. "Абсолют" в российской буддологии - тенденция или исторический казус? // Буддизм России. 2001. №34. - С.73-80.

Сутра о запредельной мудрости в ста тысячах строф. Фрагменты / Пер., прим. М. Н. Кожевниковой // Буддизм России. 2001. №34. - С.12-17.

Обермиллер E. "Доклад о Нирване". Подготовка к публ. по архивным материалам, сост. индекса русских буддийских терминов Е.Е. Обермиллера // Буддизм России. №34. 2001. C. 67-73.


1999

Чжампэл Сампэл. Очерк об уме и познании / Пер. с тиб., введ., прим. М.Н. Кожевниковой // Буддизм России. 1999. №31. - С.17-22. 1999. №32. - С. 15-23.


1998

Путь к Знанию пути. К истории буддологической школы Ф.И. Щербатского // Буддизм России. 1998. № 29-30. C. 93-110.


1997

Кожевникова М. Н. К вопросу о переводе термина Бодхичитта // Буддизм России. 1997, №27. - C. 45-49.


1994

Кожевникова М. Н. Буддийская философия ненасилия и школа XXI в.// VII Международный конгресс Международной ассоциации работников просвещения за мир во всем мире. Тезисы. Ч. 1. - СПб.: Университет педагогического мастерства, 1994.- С. 126-129.

Кожевникова М.Н. Альтернативные программы образования в русле встречи культур Запада и Востока на рубеже XX-XXI вв. // Сб. тезисов Международного Конгресса по вопросам образования. - СПб.: Университет педагогического мастерства, 1994.

Дон-бДун-чу – сводка курса Праджняпарамиты в тибетской традиции буддийской практики // Дальневосточный буддизм. История, философия, психология. Материалы конференции. СПб.: Изд. СПбГУ, 1992. С.23-25.


1992

Дон-бДун-чу - сводка курса Праджняпарамиты в тибетской традиции буддийской практики // Дальневосточный буддизм. История, философия, психология. Материалы конференции. СПб.: Изд. СПбГУ, 1992. С. 23-25.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ:

Стихи –

Сб. "М.К. Стихи" в 3 частях:

 Ч.1. Кн. "Капли света - юные стихи: от четырнадцати до восемнадцати". Кн. "Хождение по дорогам".

Ч.2. Кн. "Начало праздника". Кн. "Это любовь".

Ч.3. Кн. "Двери открываются сами". Кн. "Книга Погружение в жизнь".

 

ПЕРЕВОДЫ:

Далай-лама. Буддизм Тибета. СП.: "Нартанг", 1990.

Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Пробуждения. Т.1-2. СПб, 1994-6. Пер. стихотворных цитат, транскрипция и транслитерация имен и названий.

Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. СПб, 1996.

Геше Джампа Тинлэй. Мудрость и сострадание. СПб, 1997.

Из "Стотысячной Праджняпарамиты" - "Буддизм России", 2001, №34, с.12-17.

Практика Круга Времени. Калачакра. СПб, 2002. - 68 с.

Алекс Берзин. Принятие посвящения Калачакры. СПб, 2002.

Алекс Берзин. Опора на духовного Учителя. СПб, 2002.

Буддийские медитации: тексты практик и руководств. СПБ, 2006. – 523 с.

Практика Круга Времени. Калачакра.Комментарий Кирти Цэншаба Ринпоче. СПб., - 2014.

И др.
 

Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.