Философ | Деятель | Буддолог, тибетолог, переводчик | Поэт, писатель | МК CV | Контакты | ||
Главная страница Буддолог, тибетолог, переводчик Переводчик |
|||||||
Словарь буддийской терминологии
Словарь - из кн. "Буддийские медитации: тексты практик и руководств" СПб.: Изд. Нартанг (термины, использованные в публикуемых переводах с их санскритскими и тибетскими оригиналами, с примерами терминов-синонимов, и – в дополнение – с приведением вариантов русских переводов, встречающихся в современных изданиях)
Великая традиция,
Великая колесница – санскр.: Махаяна, тиб.: theg chen. Те учения, переданные Буддой Шакьямуни, в которых высшей целью духовного пути понимается не только собственное полное освобождение от страданий, но и приведение всех других существ к этому же состоянию, для чего требуется достижение не просто Нирваны, но наиысшего духовного состояния, то есть состояния Будды, а также возникшая на этих учениях традиция философских текстов и практических методов.
В буддологии имеет также название традиции позднего распространения: сутры Махаяны, как считается, в первый период намеренно сохранялись в закрытом кругу последователей и получили широкое распространение только начиная с 1 в. н.э. Однако буддологический текстологический анализ канона Махаяны указывает на более раннее время – по крайней мере первые века до н.э. как время формирования центрального ядра текстов.
Малая традиция,
Малая колесница – санскр.: Хинаяна, тиб.: theg dman.
Термин, введенный в текстах Махаяны, распространяется на те учения, переданные Буддой Шакьямуни, в которых целью духовного пути понимается собственное полное освобождение от страданий (Нирвана), а также возникшая на этих учениях традиция философских текстов и практических методов. Относится в большей степени к
традиции 18 раннебуддийских школ, из которых в настоящее время сохранилась только школа Тхеравады (учение старейшин), представленная в Юго-Восточной Азии – особенно Шри Ланке (Цейлон), Мьянмаре (Бирме), Таиланде, Кампучии (Камбоджа) и Лаосе.
Четыре школы тибетского буддизма –
Ньингма, Кагью, Сакья, Гелуг.
Ньингма –
букв.: «старая» школа, получившая начало в VII-VIII в.в., прежде всего благодаря деятельности великого йогина, почитаемого как «Второй Будда» - Гуру Падмасамбхавы (Лотосорожденного Учителя). В традиции ньянгма признаются три линии передачи учения: словесная – линия канона bka’-ma; линия духовных кладов – gter-ma; линия глубочайших чистых видений dag-snang. В рамках «девяти колесниц» (уровней учения) ньингма особенно известно учение Великого совершенства – Дзогчен (начиная с Пятого Великого Далай-ламы это учение и другие линии ньингма были освоены также и в школе Гелуг).
Главные имена великих Учителей ньингма: Гьелва Лонгчен Рабчжам (1308-1363) – мастер и составитель основополагающих текстов учения Дзогчен; Минлинг Терчен Гьюрмэ Дорчже (1646-1714), хранитель и составитель всего Канона ньингма; Ригдзин Чжигмэ Лингпа (1729-1798), Патрул Ринпоче (1808-1887), Лама Мипам Ринпоче (1846-1912); Чжамьян Кьенце Вангпо (1820-1892) и Джамгон Конгтрул (1813-1899).
Кагью –
Традиция основана великодостигшим (махасиддха) Тилопой (988-1069). Традиция была передана далее Наропе (1016-1100), переводчику Марпе (1012-1097), йогину и поэту Миларепе (1052-1135), Гамбопе (1079-1153). От Гамбопы произошли четыре большие (в плане возникновения от самого Гамбопы) линии традиции Кагью – через разных учеников: через Барам Дарма Вангчуга – школа барам-кагью, через Пагтру Дорчже Гьелпо – пагтру-кагью; через Кармапу Дусум Кьенпа (1110-1193) – карма камцанг кагью; через Санг Цэлпа Цондуй Дак'а – цэлпа кагью.
Восемь меньших (не по значению, а по происхождению) школ кагью возникли через восемь основных учеников Пагтру: таглунг-кагью, тропу-кагью; другпа-кагью; марцанг-кагью; йерпа-кагью; ясанг-кагью; шугсэп-кагью; дрикунг-кагью.
В традиции кагью существует известная система йогической практики – «Великая-печать» Махамудра, содержащая четыре стадии: однонаправленность (rtse gcig) устранение ментального распродуцирования (sprhos bral), единосущность (ro gcig), отсутствие медитации (sgom med). (Поскольку лама Цонкапа сам обучался и практиковал во многом именно учения Кагью и в своих учениях проявил широкий экуменическй подход, учение Махамудра и другие линии кагью вошли также и в школу Гелуг).
Сакья –
Традиция возникла в XI в. и с ранних времен была связана с благородными родами Тибета – семьей Кон. Один из членов рода – Кон Луй Вангпо Сунгва стал учеником Гуру Падмасабхавы в VIII в. в группе из первых семи монахов, получивших монашеское посвящение в Тибете. На протяжении 13 поколений род Кон был столпом «раннего периода распространения» буддизма (то есть школы ньингма), но Кон Кончок Гьелпо основал в 1073 монастырь Сакья и так заложил новую традицию. Он обучался у переводчика Дрокми. В течение следующих двух веков сакья удерживали не только духовную, но и светскую власть в Тибете.
Пять великих Учителей (gong ma - Наивысших) Сакья следующие: Сачен Кунга Ньингпо (1092-1158) – сын Кон Кончока Гьелпо, собиратель текстов Канона Сакья и основатель философской системы в Сакья; Лобпон Сонам Цэмо (1142-1182); Чжецун Дакпа Гьелцэн (1147-1216); Сакья Пандита (1182-1251), наиболее известный из них всех; его племянник Чогьел Пакпа (1235-1280), который стал его преемником и распространил буддизм в Монголии при хане Хубилае.
Наиболее известные учения сакья – учение Хеваджра тантры (линия махасиддхи Вирупы); Ваджракилаи (линия Падмасамбхавы); Ваджрайогини (линия Наропы); Гухьясамаджи (линия Нагарджуны); Махакалы (линия Вараручи). Выдающееся философское учение школы – теория пути-результата (ламдрэ lam ‘bras), основанное на Хеваджра-тантре и принесенное в Тибет от махасиддхи Вирупы йогином Гаядхарой, учителем переводчика Дрокми. (Лама Цонкапа, основатель Гелуг-па, обучался у многих Учителей Сакья и передал в своей школе многие линии традиции сакья).
Гелуг –
традиция развилась как независимая школа в конце XIV в. Ее основатель - ламы Цонкапа (Ловсан Дагпа 1357-1419), широко известный как Дже Ринпоче (букв.: достопочтенная Драгоценнось), был почитателем традиции Кадам, основанной великим индийским учителем XI в. Джово Атишей и его главным учеником Дромдонпой. Цонкапу привлекало беспримерное следование школы кадам принципам любви и сострадания Великой традиции (Махаяны) в практиках тренировки ума (лочжонг). Чже Цонкапа учился у выдающихся Учителей и йогинов разных буддийских школ своего времени и соединил их традиции в своем учении. Он достиг высшей учености, выразившейся в предельно тонком интеллектуальном понимании философских оснований и системной целостности Учения Будды. Кроме этого, в своих интенсивных занятиях медитацией Досточтимый Драгоценный (Чже Ринпоче) достиг высших реализаций йогической практики
В философских позициях Гелуг ссобый акцент делается на философии Нагарджуны, как она была понята Чандракирти – то есть воззрениях философской школы Мадхьямака Прасангика, в соединении с основами теории правильного познания Дхармакирти. Систему обучения и практики лама Цонкапа описал как «три основы пути»: отрешение, дух Пробуждения и правильные воззрения, составляющие непременное основание для практики йоги Ваджраяны. Лама Цонкапа соединил в себе три линии передачи – линию обширной практики (линия Будды Шакьямуни, переданная через Майтрею), линию глубоких воззрений (линия Будды Шакьямуни, передана через Нагарджуну) и линию благословений практики (линия Будды Ваджадхары, передана через разные линии тантрических практик).
Также в традицию гелуг вошли очень важные линии передач, известные как «чистые видения» Пятого Великого (Далай-ламы).
Выдающиеся Учителя гелуг - ученики ламы Цонкапы: Гьелцаб Дарма Ринчен (1364-1431), Кьедуб Гелег Пэлсаг (1385-1438), Энсапа Ловсан Дондуб (1505-1566), первый Далай-лама Гендундуб (1391-1474). Перерождения Энсапы получили со времен Ловсан Чокьи Гьелцэна (1570—1662) титул Панчен-ламы.
Основные монастыри гелуг – Гандэн, Сэра, Дрепунг, Ташилхунпо.
Основные иерархи традиции – Далай-ламы и Панчен-ламы. Традицинно Панчен-ламы и Далай-ламы были попеременно Учителями друг для друга. Другие выдающиеся учителя: Качен Еше Гьелцэн (1713-1793), Гунтан Тэнпэ Донмэ (1762-1823), Нгулчу Дхармабхадра (1772-1851), Пабонка Дечен Ньингпо (1878-1941). Путем учреждения крупнейших монастырей и монастырских университетов, усилиями великих учителей и по ряду политических обстоятелств традиция гелуг оказалась самой распространенной в Тибете.
Традиции Ãëóáîêая и Обширная (Широкая) --
Тиб.: zab rgya – традиция глубоких воззрений, или воззрений о глубоком (пустоте), идущая от Манджушри, и традиция деяний – «обширная», идущая от Майтреи.
Прибежище –
Санскр.: сарана, тиб.: skyabs ‘gro. Обращение в своей жизни как к высшей защите и как к высшей системе ценностей к духовной традиции буддизма.
Три Драгоценности, Три Драгоценности Прибежища,
Три Драгоценные – санскр.: Триратна, тиб.: dkon mchog gsum. Это Будда, Учение, Община из которых, по определению, действительным Прибежищем является Учение.
(в восклицании, звучащем в христианском мире «О, Боже!», тибетцы говорят: Кончог-сум, что в переводе будет: «О, Три Драгоценные!» или «О, Драгоценные!»)
Пробужденный -
санскр.: Будда, тиб.: sangs rgyas.
Эпитеты (синонимы): Блаженный, Победитель, Так-Прошедший, В-таковости-ушедший, Владыка-мудрых (о Будде Шакьямуни), Всеведущий.
три Тела Будды –
санскр.: три кая, тиб.: sku gsum. Три уровня проявления Пробужденного, подробнее – см. ниже.
Тело истины,
Тело учения -
санскр.: Дхармакая, тиб.: chos (kyi) sku.
Тело блаженства -
санскр.: Самбхогакая, тиб.: longs spyod rdzogs pa’i sku, longs sku.
Тело воплощения -
санскр.: Нирманакая, тиб.: sprul (pa’i) sku.
Также: Тело проявления, эманация.
Учение –
санскр.: Дхарма, тиб.: chos.
Община –
санскр.: Сангха, тиб.: dge ‘dun.
Также: духовное сообщество, собрание.
Блаженный
Победитель, Победоносный –
Санскр.: Бхагаван, тиб.: bcom ldan ‘das – санскритское слово означает буквально «Блаженный», но в тибетском языке вместо буквального перевода установился в качестве этого постоянного эпитета Пробужденного эквивалент, означающий «Победитель, Победоносный»
Благопрошедший,
санскр.: сугата, тиб.: bde bzhin bshegs pa. Эпитет, относящийся к Буддам.
Также: Во-благе-ушедшие.
Герои Пробуждения –
Санскр.: Бодхисаттва, тиб.: byang chub sems dpa’. – Зародившие в себе дух Пробуждения последователи Великой традиции – Махаяны.
Эпитеты (синонимы): Сыны-Будд, Благодетели-мира.
Слушатели,
Санскр.: Шравака, тиб.: nyen thos. Последователи Малой традиции – Хинаяны (или, специфичнее – традиции Слушателей).
Индивидуально-Пробужденные -
Санскр.: Пратьекабудда, тиб.: rang sang rhyas. Последователи Малой традиции – Хинаяны (или, специфичнее – традиции Индивидуально-Пробужденных), осуществившие «цель-для-себя».
Изречение –
санскр.: сутра, тиб.: mdo.
элементы бытия,
феномены
явления -
санскр.: дхарма, тиб.: chos – все те элементы, представляющие из себя моменты сознания, на которые раскладывается психо-мир в буддийской теории (абидарма), метафизике.
три вида страдания –
санскр.: три дукха, тиб.: sdug bsngal gsum. Подробнее см. ниже:
тиб.: sdug bsngal gyi sdug bsngal - "страдание страдания» - более грубый вид страдания, известный как страдание (телесное и душевное) и в обыденной жизни;
тиб.: ‘gyur ba’i sdug bsngal «меняющееся страдание» или «страдание перемены» - второй вид, это страдание является в измененной форме разных видов мирского удовольствия и счастья, которые, будучи ложными (имеющими природу не счастья, но страдания), неспособны сохраняться длительно и при своем нарастании - например увеличении количества еды, длительности пребывания на солнце, т.д. переходят в то или иное страдание: пресыщения, жара и т.д;
тиб.: khyab pa ‘du byed kyi sdug bsngal "всепроникающее страдание обусловленности" - наиболее тонкий уровень страдания, воспринимается только существами в высших уровнях божественных сфер перерождения, состоит в обладании «загрязненными (психо-физическими) совокупностями», обретаемыми вместе с рождением не по своей воле, а ообусловленно - под властью действенности (прошлых действий), кармы, и омрачений.
Покой,
Всеуспокоение –
санскр.: шанти, тиб.: zhi ba. Эпитет Нирваны. Состояние освобождения от страданий и причин страданий – омрачений.
санскр.: Нирвана, тиб.: myang ‘das, буквально – Преодоление-мук.
совокупности –
санскр.: скандха, тиб.: phung po. Классификация всех элементов личности по группам (совокупностям) в пяти психо-физических параметрах:
санскр.: рупа скандха, тиб.: gzugs kyi phung po - совокупность формы (чувственно-воспринимаемого),
санскр.: ведана скандха, тиб.: tshor ba’i phung po - совокупность ощущения,
санскр.: самджня скандха, тиб.: ‘du shes kyi phung po - совокупность различения,
санскр.: самскара скандха, тиб.: ‘du byed kyi phung po - совокупность формирующих факторов,
санскр.: виджняна скандха, тиб.: rnam shes kyi phung po - совокупность (первичного) сознания, или первосознания, или сознания.
источники сознания,
источники восприятия -
санскр.: āятана , тиб.: skye mched. По другой классификации, те составляющие (12 источников сознания), на которые может быть разложена личность, или поток сознания: 6 внешних источников (со стороны объектов – 5 чувственных видов объектов и «элементы бытия», дхармы) и 6 внутренних источников (со стороны субъекта – 5 чувственных способностей и ментальная способность).
сферы (сознания),
элементы
санскр.: дхату, тиб.: kkhams. По третьей классификации, те составляющие (18 сфер), на которые может быть разложена личность, или поток сознания: 6 сфер восприятия, 6 сфер воспринимающих способностей, 6 сфер перво-сознания (5 сфер чувственного сознания и сфера ментального сознания).
карма,
действенность
Санскр.: карма, тиб.: las – букв.: действие. Значение кармы в буддизме состоит в неотвратимой причинно-следственной связи: всех совершаемых существами действий с последующими переживаниями в потоке сознания данного существа. Неблагие действия имеют в результатом неблагие переживания (несчастье), благие действия – благие переживания (счастье).
омрачения -
санскр.: клеша, тиб.: myong mongs – те состояния, которые затемняют, взволновывают, загрязняют сознание (психику в целом), по своей природе чистое. Основные омрачения – страсть, злость, заблуждение.
Также: скверны.
отпечатки -
санскр.: васана, тиб.: bag chags – те отпечатки, которые закладываются в сознании всеми действиями, они служат в будущем основой для проявления склонностей и тенденций в психической жизни.
Синоним – sa bon: (кармические) семена.
Также: предрасположенности, потенции.
Освобождение -
санскр.: мокша, тиб.: thar pa – освобождение от страданий, происходящее в результате освобождения от причин страданий – омрачений и их потенциалов - отпечатков.
Также: свобода.
Отрешение –
санскр.: нисарана, тиб.: nhes ‘byung – необходимая мотивация раз-очарованности, фундамент для достижения собственного «высшего блага» - Освобождения и для развития духа Пробуждения (для достижения «блага других»). Состоит в открытии для себя бессмысленности погони за всеми несовершенными, изменчивыми, загрязненными мирскими благами и наслаждениями и в обнаружении подлинного блага и блаженства – совершенного Покоя (Нирваны), или Освобождения (из круговорота перерождений – сансары).
Синоним – тиб. sun ‘byin – Отвержение.
Также: отречение, непреложность исхода, определенное желание освобождения.
Три (высших) практики -
санскр.: тришикша, тиб.: bslab gsum – практика нравственности (санскр.: шила, тиб.: tshul khrim), созерцания (санскр.: самадхи, тиб.: ting nge ‘dzin) и мудрости (санскр.: праджня, тиб.: shes rab).
дух Пробуждения -
санскр.: бодхичитта, тиб.: byang chub sems - дух, проникнутый стремлением достичь Пробуждения ради блага всех живых существ.
Также: устремление к Пробуждению, мысль о Пробуждении, Просветленный помысел.
два Сбора -
санскр.: диви самбхара, тиб.: tshogs gnyis – сбор добродетелей (тиб.: bsod nams kyi tshogs) и сбор (исконного) Знания (тиб.: ye shes kyi tshogs). В процессе практики на духовном пути осуществляются полные два сбора, результатом чего становится обретение двух Тел Будды – Тела формы (по причине Сбора добродетелей) и Тела-истины (по причине Сбора-Знания).
исконное знание
Знание –
cанскр.: джняна, тиб.: ye shes. Знание, включающее в себя как прямое постижение высшей истины, так и прямое постижение истины относительной. Представляет последнее из запредельных совершенств (деяний) в списке из десяти запредельных.
Также: извечное знание, глубокое осознавание, мудрость, интуиция.
первоэлементы –
санскр.: махабхута: , тиб.:. ‘byung ba. Приводится список из четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и ветер (воздух) или из пяти – с дополнением элементом пространства, или из шести (в тантре Круг Времени - Калачакра) – с дополнением элементом сознания.
Также: стихии..
Герой Пробуждения –
санскр.: Бодхисаттва, тиб.: byang chub sems dpa’.
Покоритель-врагов-(омрачений) -
санскр.: Архат, тиб.: dgra bcom pa.
Также: Благородный.
спутники небесные -
санскр.: дака, дакини, тиб.: mkha ‘gro, mkha ‘gro ma – существа высших духовных уровней, сопутствующие и способствующие йогинам в их духовной практике.
три двери –
санскр.: три двāра , тиб.: sgo gsum – три «двери», или уровня взаимодействия существ с миром, это тело, речь (вербализация), психика/ дух/ сознание.
живые существа
существа -
тиб.: sems can – те, кто наделены психикой/сознанием/одушевленностью (sems).
Синоним – тиб.: ‘gro ba – идущие, движущиеся.
Также: чувствующие существа. Синоним – «скитальцы».
высшая истина
санскр.: ятхабхутам, парамартха, тиб.: ji lta ba.
Также: абсолютная истина, безусловная реальность.
мирское
мир –
санскр.: loka, тиб.: ‘jig rten.
распродуцирование мысли -
санскр.: прапаньча, тиб.: spros pa - термин предполагает ментальную активность по построению, фабрикации, разработке мысли, приводящую к затмеванию ума ошибочным обыденным мышлением.
Также: измышления, мыслительные разработки.
сутра –
Изречения,
санскр.: сутра, тиб.: mdo.
тантра -
санскр.: тантра, тиб.: rgyud.
Также: непрерывный поток, длительность.
земли Будд,
буддовые земли (то же, что чистые земли) -
санскр.: buddhakşetra, тиб.: sangs rgyas kyi zhing – местопребывание вне пределов омраченного сознания.
ученый -
санскр.: пандита, тиб.: pan di ta.
Также: пандита.
Печать,
жест, запечатлевающий жест –
мудра,
санскр.: мудра, тиб.: ‘phyag rgya.
Учитель,
духовные Учителя -
санскр.: Гуру, тиб.: Лама. – Выделяют разные уровни духовных Учителей: тех, у кого ученик слушал какие бы то ни было учения Будды; тех, у кого получал Прибежище; у кого принимал те или иные обеты; Учителей тантрических посвящений (ставших для ученика коренными для данной системы практики); Учителей традиции (или «Учителей линий передачи традиции» - через кого данная традиция проходила); у кого слушал тантрические наставления; и вплоть до того, кто стал главным по своему влиянию в этой жизни.
коренной Учитель,
сердечный Учитель –
санскр.: mūla guru, тиб.: rtsa ba’i bla ma.
семичленная практика или молитва,
семичленный ритуал -
санскр.: sāptańga pūja, тиб.: yan lag bdun.
поклонение, подношение, исповедь (раскаяние), сорадование, просьба повернуть колесо Учения, просьба не уходить в Великий Покой – Нирвану, (молитва о) преобразование заслуг
схватывание самости или «Я»,
представление о самости, «Я» -
санскр.: ātmagrāha, тиб.: bdag ‘dzin. Восприятие истинно существующего Я, самости, сущности (своей личности, других личностей или феноменов), представление об истинно существующем Я.
Также: держание за Я, цепляние за Я.
круговерть,
круговорот бытия –
санскр.: сансара, тиб.: ‘khor ba.
Также: сансара.
добродетели,
благие деяния –
санскр.: пунья, тиб.: bsod nams.
Также: благие заслуги.
обеты трех видов –
санскр.: три самвара, тиб.: sdom pa rnam gsum. - Обеты личного освобожденья, духа Пробужденья (обеты Героев Пробуждения, Сынов Пробужденных), тантрические обеты.
умиротворение –
санскр.: шаматха, тиб.: zhi gnas. полное сосредоточении ума
Также: безмятежность.
прозрение -
санскр.: випашьяна, тиб.: lhag mthong - медитации постижения.
Также: особое проникновение.
всеподвластность
выучка
санскр.: dhuuta, тиб.: shin sbyangs – результат овладения единством умиротворения ума и прозрения.
также: податливость (тела и ума).
самопогружение
глубокое медитативное погружение
Санскр.: саапатти, тиб.: snyoms ‘jug.
три основы (пути) –
тиб.: gtso bo. 1. отрешение (nhes ‘byung), 2. дух Пробуждения (byang chub sems), 3. правильные воззрения (lta ba).
10 недобродетелей,
дурных деяний:
(телесные) - убийство; взятие не-данного/воровство; разврат; (словесные) - ложь; злословие/сплетни; грубые слова; пустая болтовня; (душевные) - алчность; злонамеренность; ложные взгляды/воззрения.
два сбора -
санскр.: диви самбхара, тиб.: tshogs gnyis – сбор добродетелей (тиб.: bsod nams kyi tshogs) и сбор (исконного) Знания (тиб.: ye shes kyi tshogs).
Также: два собрания, накопления.
Силы зла,
Князь зла –
санскр.: Мара, тиб.: bdud – воплощение помех и препятствий, как внешних, так и внутренних. Рассматривается 4 вида сил зла: Зло бога желания (или «сына божества»); Зло смерти, Зло сансарных совокупностей (тела и духа, существующих по причинам и законам круговерти бытия), Зло омрачений.
Запредельные деяния,
Запредельные совершенства –
санскр.: парамита, тиб.: pha rol tu phyin pa, phar phyin - деяния Героев Пробуждения, Бодхисаттв, составляющие практику на пути к Пробуждению, нераздельно одно от другого.
Шесть запредельных деяний –
Запредельное даяние – санскр.: дана-парамита, тиб.: sbying pa’i pha rol tu phyin pa, Запредельная нравственность - санскр.: шила-парамита, тиб.: tshul khrims pha rol tu phyin pa,
Запредельное терпение - санскр.: кшанти-парамита тиб.: |bzod pa’i pha rol tu phyin pa, Запредельное усердие – санскр.: вирья- парамита, тиб.: brtson ‘grus kyi pha rol tu phyin pa,
Запредельное средоточение - санскр.: дхьяна-парамита, тиб.: bsam gtan gyi pha rol tu phyin pa,
Запредельная мудрость - санскр.: праджня- парамита, тиб.: shes rab gyi pha rol tu phyin pa.
Десять запредельных деяний –
вышеуказанные шесть, плюс:
Запредельный метод - санскр.: упая-|-парамита тиб.: thab kyi pha rol tu phyin pa, Запредельное благопожелание - санскр.: |пранидхана--парамита тиб.: smon lam gyi pha rol tu phyin pa,
Запредельная сила - санскр.: |бала-парамита тиб.: stobs kyi pha rol tu phyin pa, Запредельное исконное знание - санскр.: |джняна--парамита тиб.: ye shes kyi pha rol tu phyin pa.
Четыре безмерные,
четыре безмерные добродетели -
санскр.: catvārapramāņa, тиб.: tshad med bzhi. Безмерная равностность, безмерная любовь, безмерное сострадание, безмерная сорадость.
предметы познания,
объекты познания, познаваемое -
санскр.: джнея, тиб.: shes bya. - по буддийским воззрениям – все существующее. И наоборот – все существующее может быть познано, является предметами познания)
препоны,
заслоняющие помехи –
санскр.: аварана, тиб.: sgrib - препятствия к достижению высшего состояния Будды. Бывают два вида: препоны омрачений и познавательные (к Всеведению).
Также: затемнения.
Поле собрания,
Поле собрания (урожая) заслуг –
Тиб.: цог-шин - так называются объекты буддийского Прибежища и почитания, поскольку молитвы, подношения и т.д. Учителю, Будде, Учению, Общине являются как бы зернами, брошенными в их плодороднейшее поле, потому что приносят обильные урожаи заслуг.
земли Будд,
буддовые земли -
санскр.: Будда кшетра , тиб.: sangs rgyas zhing. – Сферы, созданные в процессе духовной практики при достижении высшего психического состояния Пробуждения, или Буддовости, как окружающая среда или сфера обитания, соответствующая своим чистым качеством качеству сознания обитателей. Считается, что в процессе прохождения духовного пути Герои Пробуждения, устанавливая особые кармические связи с разными существами, способствуют тому, чтобы те впоследствии, когда Герой Пробуждения становится Буддой, переродились в Его земле, где они будут иметь особенно благоприятные возможности для восприятия Учения этого Будды и духовного продвижения.
относительное,
видимое -
санскр.: самврити, тиб.: ji snyed pa – то, как мир достоверно воспринимается (уровень относительной истины).
также: эмпирическая реальность
прозреваемое -
санскр.: яатхабхутам, парамартха, тиб.: ji lta ba – то, что устанавливается в прозрении (уровень высшей истины).
также: высшая реальность, безусловная реальность.
обеты трех видов –
санскр.: три самвара, тиб.: sdom pa rnam gsum. Обеты личного освобожденья, духа Пробужденья (обеты Героев Пробуждения, Сынов Пробужденных), тантрические обеты.
cозерцание -
санскр.: самадхи, тиб.: ting nge ‘dzin.
своебытие
самосущее бытие -
санскр.: свабхава, тиб.: rang bzhin – существование вещей независимым, ничем не обусловленным образом, объективно, «со своей стороны», как таковых.
Три вида нравственности: -
(1) исполнение обетов, (2) осуществлением благого, (3) осуществление пользы существ.
учение (в форме) текстов и постижений
тиб.: lung rtog. Такое определение относится к драгоценности Учения, которое в действительном аспекте представляет из себя постижения (rtog) реальности, то есть постижения, возникающие и существующие в потоках сознания святых (тех, кто вступил на Путь-видения), но в относительном аспекте представляет из себя передаваемые традицией тексты (lung), в которых эти постижения запечатлены – для демонстрации (тиб.: bstan pa, др. пер.: преподавания, проповеди) их другим – то есть не достигшим еще этих постижений ученикам.
достиженья
духовные достижения -
санскр.: сиддхи, тиб.: ngos sgrub. Мирские достижения – ясновидение, долгая жизнь, т.п. Наивысшие достижения – обретение духа Пробуждения, постижения Пустоты и – само состояние Пробуждения.
поэтапный путь Пробуждения -
Тиб.: Лам-рим.
посвящение -
санскр.: абхишека, тиб.:dbang.
Также: уполномочение, ванг (тиб.).
передача,
устная передача-
санскр.: вачанаагама, тиб.: (bka’) lung.
Также: лунг (тиб.).
Великие праздники, четыре -
санскр.: чатвари махакала, тиб.: dus chen bzhi. 1. День совершения великих чудес; 2. день достижения Пробуждения; 3. день поворота Колеса Учения; 4. день схождения божеств – (для слушания Учения при схождении Будды с небес после передачи там Учения матери, переродившейся в раю Тушита).
три мира -
санскр.: три лока, тиб.: khams gsum – мир желаний, мир форм и мир без-форм.
ваджр,
Санскр.: ваджра, тиб.: rdo rje. В российском буддийском словоупотреблении встречается как полное заимствование санскр. термина, так и его измененная форма, с подчеркиванием мужского рода.
В индийской мифологии - «молниевый сполох», оружие бога Индры (ср. перун – гром, молния в др.-рус. яз., атрибут бога Перуна – Громо-вержца. Ср. Ваджродержец), в буддийском метафорическом поле - также неразрушимый алмаз. Символ мужского (определяющего) начала в процессе зарождения состояния Пробуждения – то есть буддийского метода: духа Пробуждения.
Также: алмаз, громовая стрела.
колокольча,
(колоколовая чаша, колокольная чаша)
санскр.: гханта, тиб.: drill bu. Символический предмет, символ женского – материнского начала в процессе зарождения состояния Пробуждения – то есть мудрости; также символ пустоты.
космический период -
санскр.: кальпа. – Период существования мира от создания до разрушения.
Ваджра-традиция
Ваджрная колесница,
Ваджраяна (буддийская тантра) -
Санскр.: Ваджраяна, тиб.: rdo rje thegs pa - называется высшим, уникальным путем, поскольку, в отличие от общего пути сутраяны (сутры), посредством методов работы с внутренними энергиями, позволяет достичь состояния Пробуждения даже за одну жизнь.
Ваджраяна считается тайным учением, поскольку передается только через линию передачи от Учителя к ученику, с уполномочением на практику ритуалом посвящения.
Также: Алмазная колесница, Алмазный путь.
мантра -
нáговор,
Санскр.: мантра. Тиб.: sngags (буквально: говор, речь) – словесная формула (обычно санскритоязычного происхождения), которая подлежит наговариванию, начитыванию в практике буддийской йоги Ваджраяны.
мандала -
священный круг,
сфера
санскр.: мандала, тиб.: mkhil ‘khor (букв.; круг) – как сфера Вселенной это символ мироздания (воспроизводится древнеиндийская символическая схема мироздания). Мандала как священный круг – воплощение комплекса всех элементов системы данной тантры, имеющее форму дворца, с несколькими уровнями внешних и внутренних кругов, и божества, наполняющие дворец и его окружение.
ясный свет
сознание ясного света -
тиб.: od gsal – наитончайшее чистое сознание, которое оказывается возможным задействовать только на высших уровнях практики йоги Ваджраяны. Представляет собой сторону мудрости.
иллюзорное тело
тиб.: sgyu lus. – наитончайший уровень энергии, или «тонкое тело», который оказывается возможным использовать на высших уровнях практики Ваджраяны для достижения состояния Будды. Представляет собой сторону метода.
единение -
санскр.: юганаддха, тиб.: zung ‘jug. Подразумевается единение метода и мудрости для недвойственного обретения Тела формы и Тела-истины: в практике сутры – это единение медитации умиротворения ума и прозрения (шаматха и випашьяна), а в практике тантры – это единение ясного света и иллюзорного тела, или великоблаженства и пустоты.
святые божества -
санскр.: иштадевата, тиб.: йидам.
лотос, лотос-лилéя,
лотосовая лилéя,
лилéя -
санскр.: падма, тиб.: pad ma. Цветок, олицетворяющий чистоту (независимую от условий: белый лотос растет из грязи прудов), с подчеркиванием женского рода. В языке йогической практики буддийской тантры – женский орган.
перенос (сознания) -
Тиб.: пхо-ва. Речь идет о практике управления процессом перерождения с использованием метода переноса сознания умирающим в направлении так называемых чистых земель.
правый канал
Смаковательница -
санскр.: Расана, тиб.: ro ma.
левый канал
Игрунья -
санскр.: Лалана, тиб.: kyang ma.
центральный канал
Подвижница -
Санскр.: Авадхути, тиб.: dbu ma.
Ваджродержец,
Владыка Ваджры –
санскр.: Ваджрадхара, тиб.: rdo rje ‘chang. Будда - в отличие от Будды Шакьямуни, не историческая личность, а воплощение пробужденной природы. Имеет синюю форму единства Метода-Мудрости.
Сострадательнозрящий -
санскр.: Авалокитешвара, тиб.: spyan ras gzigs (букв.: смотрящий очами) – воплощение любви и сострадания, Герой Пробуждения.
Также: Чэнрэзиг (тиб.)
Красноречивый –
санскр.: Манджушри. Герой Пробуждения, воплощающий мудрость.
Ваджрорукий -
Санскр.: Ваджрапани, тиб.: phyag na rdo rje. Герой Пробуждения, воплощающий мощь, преодоление препятствий.
Всеблаг -
санскр.: Самантабхадра, тиб.: kun tu bzang po. Герой Пробуждения. Образец совершенных подношений.
Всесиятельный -
санскр.: Вайрочана, тиб.: rnam snang.
Драгоценносущий
санскр.: Ратнасамбхава, тиб.: rin chen ‘byung.
Целедостигший -
санскр.: Амогхасиддхи, тиб.: don sgrub.
Неколебимый
санскр.: Акшобхья, тиб.: mi bskyod ba
Безмерный-свет
санскр.: Амитабха, тиб.: ‘od dpag med.
Совершенная гора,
Великая гора -
санскр.: Сумеру, тиб.: ri rab. По древнеиндийской космологии – символический центр мира, окруженный «материками», или же – бесчисленные Великие горы как центры бесчисленных миров, по буддийской космологии
Всеисполняющая драгоценность –
Санскр.: Чинтамани, тиб.: yid bzhin nor bu. В древнеиндийской мифологии – воплощение удовлетворения всех желаний, волшебная драгоценность.
|
|||||||
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.
|