Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Буддолог, тибетолог, переводчик / Буддизм
О Бакуле-Ринпоче


Драгоценный Учитель Бакула
(статья для журнала БР, 2003)
 
Бакула Ринпоче - великая тема в целом для буддизма в России 1960-1990-х годов, и для автора - особенно.


            
 
Бакула Ринпоче скончался 3 ноября 2003 года в Дели.
Этого бесконечно деятельного и при этом бесконечно глубоко погруженного в созерцание бестелесного старого монаха хорошо знали в России, Монголии, Китае, Японии и, конечно, Индии. Ринпоче родился в 1917 г. в Ладаке, в семье короля Ладака. Принц был признан перерождением духовного главы Ладака - кушога Бакулы, воплощения архата[1] Бакулы, то есть одного из шестнадцати «Великих архатов», достигших архатcтва при жизни Будды и при этом взявших на себя обязательство не уходить в нирвану, а оставаться в нашем мире для помощи другим. Бакулы, то есть одного из шестнадцати «Великих архатов», достигших архатcтва при жизни Будды и при этом взявших на себя обязательство не уходить в нирвану, а оставаться в нашем мире для помощи другим.
Ринпоче получил образование и высшую степень учености - геше лхарампа в Тибете, в монастыре Дрепунг Лоселинг. Вернувшись затем в Ладак, он проделывал затворничества и некоторый период жизни был полностью погружен в йогическую практику. Однако, когда в жизни Ладака начались перемены - в связи с обретением Индией независимости и присоединением Ладака к Индии, он в ответ на просьбы и нужды сограждан включился в активную общественную деятельность. Ринпоче немало сделал для улаживания конфликтов между Пакистаном и Индией, на границе которых находится Ладак, он вошел в правительство Индии и много десятилетий возглавлял комиссию по делам национальных меньшинств. После эмиграции Его Св. Далай-ламы в Индию Ринпоче неразрывно сотрудничал с Его Святейшеством Далай-ламой.
В качестве единственно возможного пути на закрытую территорию коммунистических стран в период холодной войны он стал одним из основателей и затем президентом Азиатской Буддийской Конференции за мир, со штаб-квартирой в Монголии. Такая форма деятельности, по словам Ринпоче, совпадала с буддийскими принципами, имела смысл для него и была понятна в СССР, Монголии, Вьетнаме, Корее, а также Индии, Японии и т.д.
В 1968 году Ринпоче впервые приехал в Россию - со времён начала Советской власти это был первый буддийский лама, приехавший в СССР из свободного мира. На протяжении многих лет он и оставался единственным тибетским ламой, посещавшим и курировавшим буддизм в России.
Он был основным мостом между Россией и Далай-ламой. Он стал Учителем всех старых оставшихся в живых бурятских лам послевоенного времени, а также и остальных верующих, обожествлявших его. В частности, он является коренным Учителем нынешнего Хамбо-ламы Монголии. Он старался встречаться и с подпольными буддистами и был олицетворением надежды.
Кроме того, Бакула Ринпоче  не только внушал надежду, но и реализовал ее - действительно, можно сказать, что в большой степени благодаря его усилиям и работе в России в конце 70-х появился Далай-лама. И все визиты Его Святейшества в советское время состоялись в результате дальнейших стараний Ринпоче.
Ринпоче первый провел службу в Петербургском буддийском храме, переданном новозарегестрированной буддийской общине в 1989 г. И именно Ринпоче в 1989 г. первым из тибетских лам посетил Калмыкию после возрождения там буддийской общины.
С 1990 г. он десять лет - уже в своем преклонном возрасте - проработал в Монголии в качестве государственного посла Индии. В это время он сделал невероятно много для самой Монголии и особенно для возрождения буддизма. А главное - он создал и открыл буддийский университет в Улан-Баторе, создав там образцовую монашескую общину.
До последнего дня он оставался деятельным - еще в августе-сентябре 2003 г. был занят подготовкой и проведением визита Его Святейшества Далай-ламы в Ладак.
Невероятно деятелен. И - сосредоточен. Обращен к глубинному внутреннему созерцанию. И - открыт для каждого, кто приближался к нему со своей нуждой или интересом. Неистощимо добр, милосерден, неустанен.
Как это могло быть? Если сравнивать его жизнь со своей - его объем занятости и его объем созерцания, его степень открытости и его глубину погружения, теряешься в невозможности рационально понять. Разве что - он вставал в 4.00... Но если попробовать – сил не хватит. Разве что - он черпал силы в бездонном источнике духа Просветления, бодхичитты...
М. Кожевникова
(подробнее о Бакуле Ринпоче см. кн. "Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России". Нартанг, 2003 - купить на сайте изд-ва).


[1] Санскр.: архат, тиб.: dgra bcom pa – «Победитель-врагов». Наименование того духовного уровня на буддийском пути, который в традициях южного буддизма считался окончательной целью, то есть Нирваны, личного освобождения от страданий. Под «врагами» здесь подразумеваются дурные деяния и омрачения психики. В «Великой традиции» - Махаяне подразделяется состояние «малой Нирваны» и «наивысшей Нирваны», архата, осуществляющего собственные цели (совпадает с определением архата в южном буддизме) и архата, осуществившего «цель-для-себя» и « цель-для-других», то есть состояние Будды.

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.