Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Поэт, писатель / Кино / Обратная сторона Земли
Cубтитры 25-01engl-half

00.16.25.0                   Россия. Деревня Баньково.
 
Russia. Ban’kovo village.
 
Говорит Андрей Терентьев,
кандидат философских наук.
 
Speaks Andrey Terentyev, doctor of philosophy.
 
Чтобы войти в буддийскую
 тибетскую традицию
 и не растерять пыл,
а продолжать
заниматься практикой,
 нужно быть
замечательным человеком.
 
To enter Buddhist tradition
and not to lose the heat,
but continue spiritual practice,
one should be a remarkable person.
 
Таких людей мало.
не только среди наших,
но и среди тибетцев тоже.
 
There are no many such people,
even among Tibetans,
not only among Westerners.
 
Нужна большая целеустремленность,
One should have great purposefulness.
 
 А столько вокруг соблазнов –
можно стать великим ученым,
или великим переводчиком,
 или еще кем-нибудь великим…
But there is a lot of temptetions around –
one can become great scolar
or great translator
or somebody great else …
 
00.17.27.0                   Я узнал, что прорыв можно сделать
только с помощью Учителя
то есть вступая в традицию
 и выполняя те духовные упражнения,
которые Учитель даст конкретно тебе,
 для твоего уникального случая.
I learnt that it was possible to make real hitch
only relying on the Teacher,
that is entering the tradition
and doing those excesises,
which the Teacher would give especially you –
for your specific case.
 
Когда я поехал в Бурятию,
нашел там Учителя
 и начал это делать,
я испытал колоссальное облегчение
в нравственном, духовном плане,
и подьем.
я почувствовал, что выбрался
из замкнутого круга
 
When I went to Buryatia
and found there a Teacher,
I started to do something,
then felt tremendous relief
in moral and spiritual aspect
and inspiration.
 
                            На русских,
которые интересовались буддизмом,
смотрели как на чудаков.
 
People there would regard Russians
Interested in Buddhism
as eccentric ones.
 
какая-то бабушка спросила:
 «Хочешь стать ламой?». 
 
If remember one old Buryat woman
Asked me: “Do you want to be lama?”
 
мне никогда
не приходило в голову
 получить профессию –
я хотел стать Буддой!
Каким ламой!…
 
I never got any idea
to attain some profession there…
I wished to become Buddha!
                         What lama!
 
00.19.29.00: Еще в 70-е годы,
когда в СССР об Индии
нечего было мечтать,
In 70-ths when in USSR it was impossible
even to dream about India,
 
Андрей с Сашей Кочаровым
поехали в Бурятиюи.
и нашли первого Учителя   -.
их там называют "дедушками"
 
Andrey with Sasha Kocharov
went to Buryatia
and met there their first Teacher.
Such teachers are called “grandads” there.
 
Они у него жили,
убирали навоз,
пололи огород.
 
They stayed in his house,
Cleaned manure,
weeded the kitchen-garden.
 
«Дедушка» прошел 12 лет сталинских лагерей.
Он был художник, врач,
множество людей
обращалось к нему за советами,
но очень мало кто знал,
что Жимба Жемцо –
высокий буддийский лама.
“Grandad” went through 12 years
of Stalin’s concentration camps/
He was an artist, a doctor.
Nobody in the village knew
How high lama he was,
though lots of people adressed him
for curing and advices.
 
 
00.20.45.0                   традиционно русские люди
являются христианами.
Далай лама считает,
хорошо, если люди
следуют своей вере
 
Traditionally Russians are Christians.
His Holiness thinks it is good,
If people follow their own belief.
 
00.21.07.0.         Но если вы интересуетесь буддизмом
Вы должны проникать в смысл буддизма.
 
But if you are interested in Buddhism,
you should go deep into the meaning of it.
 
00.21.20.00 : Это на встрече Далай ламы
с группой буддистов из России
 в Индии, в Дхарамсале,
в марте 1999 года.
Переводит Слава Комаровский.
 
This is a meeting of H.H. the Dalai Lama
with Russian Buddhists in India, Dharamsala. 1999, March.
The intepretor is Slava Komarovsky.
 
 
00.21.41                Следовать буддизму, стать буддистом
 это не значит читать молитвы
перебирать четки или даже строить храмы,
Буддизм – это преобразование себя.
 
TO become Buddhist, to follow Buddhism
doesn’t mean to recite prayes, finger rosaries
or build temples.
It means to change yourself, to traine the consciousness.
 
00.22.18.0         В Индии меня никто не ждал,
я не знал, что буду здесь делать,
не представлял,
что стану переводчиком.
Но не собирался
возвращаться в Россию.
 
Nobody waited for me in India
and I didn’t know, what I would do there –
I didn’t imagine that I would become an intepriter.
But I wasn’t going to return to Russia.
 
00.22.42.0                   Может быть, я немного предвзято
отношусь к европейцам,
которые становятся монахами,
но я думаю, это не имеет смысла.
 
May be I’m a bit bias
regarding those Europeans who become monks,
but I think there is no sense in it.
 
люди ожидают очень много
от монашества.
 
People expect too much
from monkhood.
 
Они думают –
если человек сбривает волосы
 и надевает красные одежды –
он уже просветленный.
 
They think, if one shaves his hair
and dresses red robes,
he is already Enlightened.
 
Но потом этот человек видит,
что ничего не изменилось.
Ни .люди вокруг, ни он сам внутри.
 
But then he sees
that nothing changed –
nor people around
neither he himself.
 
И человек испытывает раздражение
и разочарование.
 
And then one feels irritation
and disappointment.
 
У меня тоже все это было.
I also had all this.
 
Но чем меньше думаешь о себе,
о личных проблемах,
 тем легче все это преодолеть.
 
But the less you think about yourself,
the easier it is to overcome it.
 
Если человек понимает,
что гнев и страсть –лишний груз,
эти страсти постепенно исчезнут.
 
If one realises that
anger and attachment are extra load,
these passions would gradually disappear.
 
Буддизм тем и хорош,
что логически ясно объясняет,
как человеку работать со своим сознанием.
 
Buddhism explains logically very clearly,
how one should deal with own conscience,
that’s why it is so good.
 
Но все эти проблемы сидят очень глубоко
уходят не сразу.
 
But all these problems stay so deeply
and don’t go immediately.
 
И Россия – это больная точка,
там они могут возникнуть снова,
Я боюсь возвращаться.
 
And Russia is painful point,
there they can appear again.
I’m afraid to return.
 
Маргарита:
Не кажется ли тебе, что
с точки зрения обычных людей
 наши занятия буддизмом –
это просто бегство от мира.
 
But don’t you think that
from the point of view of common people
all our Buddhist activities are
just escaping from the world?
 
Слава:
Да, с внешней стороны это выглядит
как бегство от реальности,
 
Yes, from aside it looks like
escaping from the reality.
 
But for me it is escaping
to reality.
 
когда человек в какой-то степени
изменил свое сознание,
можно аернуться в общество
и помогать другим.
Но никогда нельзя торопиться…
 
When one has changed his mind,
at least to some degree,
then it’s o’key to return to society
and help to others.
But there shouldn’t be hurry in it…
 
Буддизм – не социально
ориентированная религия.
 
Actually Buddhism is not
socially directed religion.
 
Это влияние христианства,
не его собственное содержание.
 
That is influence of Christianity,
not its own content.
 
00.26.36.0                   Там на горе живет отшельник,
тибетский лама. Мой Учитель
Поднимаясь туда,
словно проходишь
таможенный контроль:
насколько искренни
и значимы твои вопросы.
 
There on the mountain
my Teacher Tibetan lama lives.
Lifting there,
you go like through the customs.
 
00.27.00.0                   Отшельники,
живущие на соседнем склоне сказали
что Мой Учитель
спустился на учения Далай-ламы.
 
Reclusives, living on the next slope,
said that my Teacher
went down to the teaching of Dalai lama.
Also may be because he was ill.
 
 
00.27.16.00 :    - Маргарита:
может быть мне надо
заниматься только медитацией,
стремиться к жизни, похожей на вашу.
 
May be I have to engage only in meditations,
trying to live like you do.
 
00.27.33.00 Отшельник:
можно всю жизнь быть отшельником,
но не идти духовным путем.
Doesn’t matter – one may be all his life a reclusive,
But even not enter spiritual path.
Медитация это подчинение ума.
Чтобы развить сострадание
 и постигнуть реальность
 
Meditation is mastering one’s own mind
to develop compassion
and get realisation of reality.
 
Есть монахи которые всю жизнь
делают только хозяйственную работу.
Это тоже путь.
There are such monks who do only
work during all their life.
And this is also the path.
 
00.27.50 00      Бывает, такой монах
живет незаметно,
а потом говорит: "Завтра я умру".
 
It happens sometimes
that such monk lives inconspicuously,
but then says: “Tomorrow I’ll die.”
 
Прекращается дыхание,
останавливается сердце,
но тело долго не разлагается,
неделю или даже две.
 
His breath cessates,
heart stops,
but the body doesn’t decompose.
 
Тогда люди понимают –
это был необычный человек…
                            Only then people realise
                         that was unusual person.
 
В буддизме самое важное,
как человек умирает.
В этом проявляется его суть.
 
In Buddhism it is most important
how the person dies.
Then his essense appears.
 
 
 
00.29.02.00 Маргарита
Еще два месяца назад
мы с Андреем собирались вместе
ехать в Индию.
 
Only two monthes passed
since Andrey and me together
planed to go to India.
 
Теперь он в больнице
предстоит операция на сердце…
 
Now he is in the hospital,
waiting for surgery on heart.
 
00.29.12.0                      Я долго приучала себя
к мысли о невечности и смерти –
а когда это случилось,
у меня одна молитва…
чтоб только был жив!
 
I tried to habituate myself to impermanence and death.
But when it happens, the only prayer is that he would be alive!
 
 
(Леша за   кадром)
Лхамо – оракул,
ей шестьдесят лет.
 
Lhamo is an oracle,
she is sixty.
 
У нее страшная судьба,
сын сумасшедший.
 
She has terrible destiny,
her son is crasy.
 
Может, поэтому
она и стала целителем,
а может – наоборот…
 
May be, because of that
she became a healer,
or may be contrariwise…
 
Я был у нее переводчиком,
Разговаривал с ней
и о смысле жизни,
и о монахах, и обо всем... 
 
I was an intepreter for her,
I talked with her about meaning of life,
about monks, everything…
 
Я ей очень благодарен.
I thank her very much.
 
Мне Лхамо сказала,
что у иностранцев
через два-три года
буддизм отходит на другое место,
становится профессией..
 
Lhamo told me
that for foreigners
after two-three years
 Buddhism goes aside,
becomes a profession.
 
00.31.30.00 Леша:
   зачем ты снимаешь?
 
Why you shoot?!
 
Лхамо увидела шрамы
на руках у Леши.
 
Lhamo has noticed cicatrice
on the arms of Lyosha.
 
Лхамо (пер. с тибетского)
- Это что? Это когда, в России?
What is it? When? In Russia?
 
Ты что, совсем дурачок?
Это что, из-за девушки?
 
Are you crazy? Why? What happened?
Because of the girl?
 
 
Леша: Они снимают,
я говорить не буду…
 
They are shooting! I won’t speak…
 
00.32.54.00Сергей:
- А как родители отнеслись
к твоему уходу в буддизм?
 
And what was attitude of your parents
towards your converting into Buddhism?
-                                                 
-                                                Леша: Никак.
-                                                Они мне уже сейчас
-                                                как не родители.
-                                                None.
-                                                Now for me they are already
-                                                as non-parents
.
-                                                Я с ними давно не общаюсь.
I don’t communicate with them since long ago.
 
                             Сергей: Из-за твоей веры?
Ты ведь когда-то хотел,
чтобы они тебя
в семинарию отвезли?
 
Because of your belief? Why?
Before didn’t you wished them to bring you
to Orthodox seminary?
 
-                                                Леша:Так, давно дело было.
-                                                Ну, сейчас так как-то.
 
Well, it was ages ago…
But now it is something like this…
 
 Сергей:   - Но они вообще не религиозные?
 Леша: - Я о них мало знаю.
 
Arn’t they religious?
I know a little about them.
 
 Сергей: - Когда произошло расхождение?
 Леша:- В первый раз,
 когда поехал в Индию.
 
When did your contrariety happen?
Well, may be, when I went to India first.
 
 Сергей:   - они это восприняли как «шиз»?
 Леша:- А я откуда знаю?
 
How did they find it – as a crasiness?
Why I know?
 
Сергей: - они не пытались тебя переубедить?
 Леша:- не помню. Давно было.
я взял да поехал.
 я о родителях не хочу.
Мне эта тема неприятна.
Did they try to bring you over?
I don’t remember. I was ages ago.
I just wanted and went.
I don’t want about parents.
That’s unpleasent topic for me…
 
00.37.11.0                 Леша нашел Учителя –
Уникального человека
 - ламу Годи,
40 лет назад в Тибете,
оккупированном Китаем,
его бросили в тюрьму.
 
В тюрьме,
чтобы сохранить Учение,
по ночам, тайком
старшие ламы передавали молодым
йогические практики.
 
Настоящие буддисты и в тюрьме
думали о сострадании…
к своим надзирателям.
 
Позднее ламе Годи
как многим тибетцам
удалось уйти
через горные перевалы
в Индию.
 
00.37.25.03 Интервью с ламой Годи. Леша переводит:
- Вы монах?
-                                                Какой же я монах?!
-                                                У меня два сына и дочь.
-                                                Я нгагпа ("женатый лама").
 
 Нагпа смотрит на пиво
 как на нектар
 
И когда с женщиной –
представляешь себя как с божеством.
И все по другому. 
 
- Вы женаты?
- Жена умерла.
-                                                 
-                                                Ваше Учение помогало
-                                                переживать ее смерть?
 
pass through
rub through
Не было особых переживаний.
Умерла и умерла. Я же тоже умру.
От переживания,
от привязанности нет пользы
 
Tthere is no any use of
 
- А в чем тогда польза?
 
Первое - хорошая мысль.
Все живые существа – мои папа и мама
даже жители ада, голодные духи.
 
 
Вон собака лает –
это тоже моя папа и мама.
See, the dog barks
 
Они не умеют молиться,
не могут практиковать
 не могут в этой жизни
 достичь просветления.
Я за них молюсь.
 
Не так важно,
чтобы я, стали пробужденным
я молюсь,
чтобы они достигли пробуждения.
-          
 
00:43.18.00 Андрей Терентьев:
Я не знаю, что буду чувствовать,
 когда действительно буду умирать.
 Пока страха смерти нет.
 
я жил долго
и кое-что успел сделать
из того, что хотел.
 
Кроме того,
мне стала близка
идея перерождения.
И мне не страшно.
 
 
 
00:44:50:00 Маргарита:
И вот смотрю я на этого Лешу Горячева: вроде, придурошный
не дурак,
soft-headed
but no idiot
 
Леша: Это пускай психотерапевты обьясняют,
про характер.
Может, я психопат.
Я не знаю что я сделаю
через пять минут.
psycho
 
Может, я тебя изнасилую.
Откуда я знаю?
Все непредсказуемо.
 
Rape
Непредсказуемо
 
Не верищь? Зря не веришь.
 
Маргарита:
Что бы ты мог сказать
о буддизме другим людям,
 
 Ты или я, или еще кто-то
 всю жизнь занимаются буддизмом.
 
Но обычным людям кажется,
что в этом нет
никакого смысла, ценности.
А ты как считаешь?
 
Леша: Мне один тибетец знакомый сказал,
у каждого человека - своя религия.
То есть у каждого свой путь.
 
Маргарита:
Но если так говорить, буддизм остается вещью в себе.
что в буддизме есть какая-то тайна..
 
Леша: а почему я должен
 тебе или кому-то это говорить?
 
Маргарита: Нет, ты ничего не должен…
 
Леша я могу над этим подшучивать,
 но глубоко внутри
это для меня очень ценно
и как бы свято
 
I can chaff at it
 
Маргарита: Но тогда хочется понять,
что это тебе дает
 
Леша: Что это мне дает?
Ничего не дает..
масса проблем
 
Маргарита: у меня впечатление,
 что ты запутался…
 tangle
 
Леша: А откуда ты знаешь,
 что у меня внутри?
 Почему ты – буддист
 и судишь по внешним признакам?
 
Why do you, Buddhist, judge according to outer signs?
 
Маргарита: Потому что других признаков нет
 
Леша: Других признаков нет?!
Тогда почему ты
о людях судишь вообще?
 
Смотри на свои недостатки,
не смотри на недостатки других.
Буддизм не говорит, суди о себе?
 
Маргарита: Я пытаюсь понять,
что ты хочешь сказать,
 
Леша: Тебе я ничего не хочу сказать.
И никому не хочу ничего сказать
 
 
Автор:               Когда впервые попадаешь сюда,
кажется, что все вокруг –
индусы, тибетцы, европейцы –
просветленные люди –
 
When you find yourself here first,
It seems that everybody around –
Indidans, Tibetans, Europeans
are Enlightened.
 
… От этого надежда,
что и сам вот-вот
достигнешь пробуждения.
 
And because of it you feel
that you yourself are nealy
getting Enlightenment.
 
 Но первое же испытание –
и понимаешь:
чужой в тебе, раздражительный и болтливый,
которого надеялся оставить дома –
никуда не исчез…
 
But after the first trial
you understand that
this inner stranger, bitchy and long-tongued
whom you hoped to leave at home,
didn’t disappere at all.
 
Попутчик в автобусе сказал:
тибетцы с детства
приучены медитировать
 о благе всех живых существ.
 
A fellowtraveller in the bus said
that Tibetans are accustomed from childhood
to medidate about benefit of all sentient beings.
 
Человек, который шесть раз в день
 сосредотачивается на доброте
 наверное, становится другим.
 
A man, who concentrates on kindness
six times a day, of a surety becomes different.
 
 
Но, говорят, даже тибетцам для этого
недостаточно одной жизни …
 
But they say that even for Tibetans
One life is not enough.
в фильме участвовали:
Алексей Горячев
Маргарита Кожевникова
Ярослав Комаровский
Александр Кочаров
Андрей Терентьев
 
 
Автор идеи
 
 сценария                                          Сергей Карандашов
                                                    Маргарита Кожевникова 
                                                                 Владимир Чутко
 
Режиссеры                                          
 Сергей Карандашов                           Владимир Чутко
 
Научные консультации
                                             Маргарита Кожевникова
Операторы                                                 Евгений Голубев
                                                                     Сергей Ландо
                                     при участии Дмитрия Коваленко
 
Звукооператор                                            Лариса Маслова
 
 
 
Художественный руководитель               Алексей Герман  
Продюсер                                                       Виктор Извеков
 
 
 
 
ã Киностудия Первого и экспериментального фильма, 2000г.
 
ã  Министерство культуры Российской Федерации, 2000г
 
 

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.