Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Поэт, писатель / Кино / Обратная сторона Земли
6 - выборка текстов - 31.10

Варианты текста:
 
 
Эпиграфы:
 
По результатам статистического опроса, первое место в мире по количеству людей, считающих себя счастливыми, занимает Индия, последнее место - Швеция.
(По информационным сводкам ЮНЕСКО)
 
 
В рассказе М. Горького носителем духовных идеалов оказывается запойный ремесленник Коновалов, драма которого состоит в том, что он замечает в себе бесконечный внутренний мир и, не зная, что с ним делать в обычной жизни, пытается от нее отворачиваться, напиваясь, а в итоге - отказывается от жизни совсем.
(Из школьного учебника литературы 8 класса. М. 1974 г.)
 
 
Зачем ума искать – и ездить столь далеко?
(А.Грибоедов. «Горе от ума»)
 
 
ТЕКСТ 1-й серии   сентябрь 2000
 
 1. Зима. Баньково.
 
Пустота над рекой. Далеко в поле идет мужик с санками.
 
  Голос автора за кадром:
 
В России толкуют о смысле жизни и много пьют. Испокон известна Русь этим делом, юродивыми да церквами по всем непроезжим дорогам. Раздолье типажей для великой русской литературы... А тут как-то знакомый мужик – шушкинский такой тип – сказал: «Знаешь, с чего я пью? Еще в армии был, заметил в себе чувство: есть что-то внутри – как черная дыра - ничем не заполнить! хоть ты что, работай или гуляй... - Чаще на рыбалке заметно бывает, когда сидишь в тишине, посреди, вроде, мира...
Душа это или как сказать?... 
Чего с ней в нормальной жизни делать, не знаешь, - вот дело в чем!
Вроде пропасти, в которую страшно заглядывать, - так же, как подумать: вот я умру, - и что дальше? ...
 
2. поезд
 
Известно, что после тридцати годы начинают проскакивать, как круги на карусели после третьего раза. Что будет дальше, более-менее уже известно, и только успеваешь заметить: Новый год – весна – лето – осень – опять Новый год...
Мы движемся по кругу. Плохо это или хорошо? Живем как-то. Справляемся. Во всяком случае, это – единственное, что реально для нас. Как трезвому взрослому человеку перечеркнуть весь свой опыт и принять религиозные теории, предлагающие вечную жизнь, но – не в этом мире, а в том?
 
 
В Индии шестого века до нашей эры человек по имени Сиддхартха, принц из княжества Шакьев не смог перенести круговращения жизни. Он бросил царский дворец, ушел в леса и долгие годы тренировал тело и ум, совершенствуясь в йоге. Поняв, что подвиги аскетизма не приводят к прозрению, он выбрал срединный путь: не-потакание плоти и не-истязание ее.
Тогда, сев под деревом на берегу реки Найранчжаны, он поклялся: «Пусть кровь моя высохнет, а кости истлеют, но, пока не достигну прозрения, я не сойду с этого места!». Он достиг Просветления, стал Пробужденным - Буддой. Постигнутое Будда выразил в четырех фразах: «Есть страдание. Причина его – омрачения и заблуждение. Есть Прекращение страдания, - ни с чем не сравнимое счастье. Есть путь к Прекращению страдания, которым всякий может пойти и раскрыть свою природу - стать Буддой.»
 
 
  Лешу Горячева трудно представить монахом. Не знаю, ожидал ли он сам этого от себя, - (я-то во всяком случае не ожидал) - но, при том, что мы читали, вроде, одни книги и одинаково толковали ночами о Тибете и йоге, это он, а не я, по восемь часов в день стал учить тибетский язык, и, по крохам собрав деньги, махнул в Индию, стал монахом в дальнем тибетском монастыре...
 
___________________________________________
3. Вокзал.     
 
    На 2-м проходе «мешочницы», кадрах вокзала (исключая «кентавра») голос автора:
 
Один тибетский Учитель сказал:
«Человек страдает и мечется между делами и поиском удовольствий в обыденной жизни, потому что не знает своей собственной природы. Человек проживает всю жизнь и не познает, чем он является. Только иногда на момент люди подозревают, что их настоящая жизнь и сами они настоящие – вовсе не все то, что происходит с ними здесь день за днем. Но хоть мы и устаем за долгие годы от ложных себя и ложной суеты, - а потому-то и суетимся, что не имеем мужества и силы самостоятельно прозреть, какова наша природа.
Потому-то духовное Учение столь драгоценно!»
 
 
(вариант)
Один тибетский Учитель сказал:
«Все страдание человеческой жизни происходит из-за того, что мы не знаем своей природы, - не знаем: чем мы являемся, что такое собственно наше сознание, одушевленность? А ведь это то, благодаря чему каждый из нас может достичь Всеведения, стать Пробужденным - Буддой. Но даже те, кто начинает подозревать, что вся эта жизнь с ее суетой – не единственное, что возможно для человека, хотя и подходят близко к тому, чтобы заметить свою истинную природу, пугаются. Они просто не знают, что им делать со своей природой сознания в обыденной жизни.
Потому-то духовное Учение столь драгоценно!»
 
 
 
4. Кочаров
 
(начало синхрона на кадре зала ожидания с быком):
Духовный путь... Это красивое слово «духовный путь»...
 
В детстве – рисовал бабочек, птичек из словаря Брокгауза и Эфрона... есть потребность в красоте...
 
Вопрос: Вот ты рисуешь Бога, если условно, примитивно…
Кочаров (синхрон):      Условно, примитивно – это примитивно и есть. 
Есть такой ответ, которого ты не предполагал... Это не живопись... это наше общение с миром...
Что мы рисуем - глубинный архетип, свое сокровенное, мечту. Снова и снова вызываем их в себе. Также, как читаем мантры, молитвы, чтобы стимулировать возникновение в себе сострадания. Стыковка между звуком, сознанием...
 
(На разговор Кочарова накладывается комментарий Маргариты):
 
Странно, конечно, - закономерно и все же странно, возвращаясь, находить Сашу Кочарова здесь, в Сарнатхе. Десять лет назад, когда Сашка, мы с Андреем и Слава Комаровский приехали в Индию, мы вместе осваивали этот мир – учились говорить по-тибетски, впервые попадали на аудиенцию к Далай-ламе, раскрыв глаза, слушали разные истории про детей-перерожденцев и про подвиги отшельников. Тогда каждый из нас отыскивал здесь ответы на свои вопросы, привезенные из России.
Потом мы с Андреем вернулись, а Саша остался и сам стал как бы частью этого мира – один из осевших в Индии иностранцев, профессор тибетской иконописи в Буддийском Университете.
 
___________________________________________________________ 
   5. Бир. Хоздвор монастыря. Монахи затачивают резцы.
 
(Может быть, сначала кадр с монахами, идущими по склону горы, затем вид какой-то монастырской стены и звук отбиваемых камней. + сцены с камнями)
 
двор монастыря
Леша: - (переводит слова монаха) Этот резец – член!
+ задержаться дольше на лице того тибетца, который, собственно, работает
...
 
 Голос автора: 
Этими резцами монахи вырезают надписи на камнях, - все эти лежащие вдоль дорог Тибета и Индии бесконечные кучи камней с буддийскими молитвами о счастье всех живых существ:
«Пусть будут счастливы все существа!
Пусть все избавятся от страданий!
Пусть не утратят счастья, избавленного от страданий!
Пусть без вражды и пристрастий пребудут в равностности беспристрастной
 
 
(Пусть будут счастливы все существа – и пусть создают причины для счастья!
Пусть от страданий избавятся все существа – и от причин, создающих страданья! Пусть не утратят счастья, избавленного от страданий!
Пусть без вражды и пристрастий пребудут - в равностности беспристрастной».)
 
 
Этими резцами монахи выбивают на камнях молитвы о благе всех живых существ. Вдоль дорог Индии, Непала и Тибета, в самых безлюдных местностях и даже высоко в горах можно найти высеченные слова молитвы: «Пусть будут счастливы все существа! Пусть все избавятся от страданий!» Все существа – это и люди, и птицы, и звери, и насекомые. 
Чтобы достичь Пробуждения, нужно сделать молитву любви постоянной, как дыхание, и ритмичной, как удары сердца. Так говорят буддийские Учителя, да и христианские Отцы. Но мы ленивы и нелюбопытны. Если бы от нашей воли зависело дыхание, мы бы ленились и забывали дышать. Возможно, тогда монахи раскладывали бы вдоль дорог кислородные подушки…
 
_____________________________
   6. Монастырь. Служба.                        
 
   Леша за кадром:
 - Я чувствовал себя здесь чужим, может, три месяца. Видел в монахах не монахов, а в каждом монахе видел большого ламу…
Вот всю вот эту дисциплину пройти, понимаешь... А здесь не просто, здесь как армия, между пионерлагерем или армией. Здесь ты не волен пойти купить себе пирожок. А вот сейчас идет десять дней пуджа, и они в пять встают и, видел, когда они кончают- заполночь ... Если у тебя еще какие-то занятия, потом, после этого еще в трубу дуй, или еще чего-нибудь. Вот эти люди, они имеют такой волевой стержень, делать вот это все, понимаешь. Они за это не получают ничего, ну, ночлег, еду. Само по себе это действо в духовном направлении - оно настолько сильно. Если тебя вот сейчас нарядить в эти одежды, ты через неделю скажешь, какая это задница.
   Понимаешь, это интересно, пока идет процесс узнавания. Когда определенную систему понял, нужно начать что-то еще делать. Может, пройти уединение, может, какие-то йогические практики.
 
(от кадра, где Леша с Карандашовым)
за кадром – голос Карандашова:
 
-         Для меня слова «йога» и «медитация» так и остались загадками, символами таинственного Тибета. Для Леши же это стало чем-то таким же нормальным, как пить кофе по утрам. А один наш знакомый вообще сел здесь в Индии на год в затвор в окрестностях тибетского монастыря: целый год никого не видел, - еду ему под дверью оставляли... И потом, когда вышел, - на какое-то время поселился на кладбище, как это делали в прошлом великие буддийские йогины.
-          
Правда, он еще пил. И никак не мог бросить. И Учитель его прогонял, и жена с ребенком ушла в конце концов…
Но то, что он и Леша проживают в своих медитациях, их йога – это какой-то другой мир, который происходит только внутри них, и в это не заглянуть…/и об этом не скажешь/
 
Сначала Леша стоит возле очереди монахов (существует «в параллель»)
Затем ворота монастыря. Мальчик- перерожденец.
  
Леша (за кадром- текст начинается на конец Леши возле очереди и продолжается на воротах):
- В принципе, для тибетцев не так важно, монах - не монах, если человек доходит до такого уровня, что его называют ламой не по одежде. А это достигается каким-то уединением, йогическими практиками, тяжелыми практиками... А знают такие практики очень мало людей, их очень тяжело найти. Пожалуй, единственный здесь, кто знает - это лама Годи.
 
Карандашов:
- А чего ты ушел отсюда?
Леша (синхрон):
- Ушел? Нет, я не отсюда ушел, я …
           Свободы очень мало на самом деле. Здесь учишься, учишься, служба, служба… Здесь забываешь вообще, а зачем ты здесь. Вот я в Бире когда жил, наверх приходишь после службы, после всего вечером, в свою келью. Сел, ну, сейчас, думаешь, разденусь... Вдруг раз - звук трубы. Смотришь - утро. Почему в одежде, вообще? Как сел, так и заснул.
 
_____________________________________________
   7. Баньково, Андрей Терентьев.
 
   - Буддизм для меня сыграл очень важную роль... Чисто психологически....
Когда я нашел Учителя в Бурятии, я испытал облегчение, подъем. Я вырвался из тупика.
            Многие относились к русским как к чудакам. Одна старушка спрашивает меня: «Что, ламой хочешь стать?». Для меня это было дико. Каким ламой? Я хочу стать Буддой!
________________________________________________
   8. Фото: Учитель Андрея и Саши лама Цыбенов в пиджаке с орденскими колодками. Он вместе с Сашей Кочаровым, тогда еще бородатым, и Андреем…
            Маргарита (за кадром, на фотографиях):
 
(от Маргариты)
 
Последние годы Андрей мечтал поселиться в деревне - стал поговаривать, что напряженной работой заслужил, наконец, право уйти в это "как бы затворничество". Думаю, для него прообразом такой жизни был дедушка. Так называют старых лам в Бурятии. Жимба Жамцо Цыденов, когда Андрей с Сашкой Кочаровым приехали в Забайкалье на поиски Учителя, жил в поселке Дарасун после 12-летней отсидки в сталинских лагерях. Глянув на них, он сказал:
- Хотите остаться? Ну-ну. Поживите. Помогите пока по дому...
 
Два дня они пололи огород, потом стали выгребать навоз из коровника.
 
 
________________________________________________________
 
   - Лама - общественный человек, вот он живет в селе, и там все спокойно...
Ты не увидишь, чтобы лама, хороший лама, вышел просто прогуляться, его на улице не увидишь годами. Он собранно живет (рассказывает о знакомых ему ламах).
 
 
10.
Поход к ошельникам
 
    Голос Маргариты (за кадром):
 
(За кадром голос Маргариты):
 
В наш первый приезд 10 лет назад я вот так же взбиралась из долины по еле приметной тропке – к Учителю, живущему на горе 30 лет.
И опять, как всегда, - пока поднимаешься до монашеских поселений, внутренне словно проходишь таможенный контроль: как живешь? что сделано? Почему-то в такие моменты я вспоминаю, как мой свекор, отец Андрея, прошедший немецкие лагеря старик, до последнего дня ни в чем не дававший себе спуску, обидевшись на что-то, вдруг сказал мне: "Какая же ты буддистка!"
 
Разговор с отшельниками во дворике:
   Маргарита: - Вы наверное, знаете Учителя. Мы хотели его навестить, но хижина закрыта.
   Отшельник: - Да, почти все мы здесь - его ученики. Гэн Дубтоб живет выше по горе. Но отшельники обычно не ходят друг к другу без нужды, и мы не знаем, где он сейчас.... Может, спустился на учения Далай-ламы. Может, из-за болезни. Он в последнее время болеет тяжело ...
 
(Заходят в хижину. В хижине):
Маргарита:    - Наверное, настоящая буддийская жизнь - это именно жизнь отшельников... /знаете, люди обычно думают, что, поскольку отшельники сидят выше всех, они знают какую-то тайну.../
А в монастырях ведь, в основном, идут ритуалы и изучение философии ...
 
Отшельник: - Ну-у, да. - Но ведь там вообще не обязательно изучают философию. Монастырь - это больше. Если все только будут читать книги, кто станет их кормить? В монастырях еще есть монахи доб-до, которые только работают. В Тибете много таких.
(Неожиданно улыбается): А вообще, как говорится: можно просидеть и всю жизнь в затворе, но даже не начать духовной жизни вообще...
(пауза)
Маргарита: Я хотела спросить... Я иногда думаю, может быть, надо оставить все дела, что я пытаюсь делать, и заняться только медитацией... стремиться к жизни, похожей на вашу...
... Но как же эти монахи доб-до? В чем смысл их жизни?
Отшельник: - Медитации - это же тренировка ума. Наш ум слишком активен и необуздан, - мечется то туда, то сюда, как дикая обезьяна. Медитация - это обуздание ума. Наша цель - направить обузданный ум на развитие любви и на постижение реальности. А монахи доб-до могут очень хорошо держать монашеские обеты, и обеты (по-тибетски: домпа - буквально значит: "связанность") - это тоже обуздание себя. А так - они только работают целую жизнь, только помогают.
-         И чего они достигают в этой жизни?
-         Они каждый день утром и вечером делают шестиразовые медитации... – И бывает очень странно, когда они умирают. Никто не замечает этих монахов при жизни, а при смерти у них внешне прекращается дыхание и останавливается сердце, но они делают свою медитацию – это может быть неделю, а может быть даже две. Только тогда обычные тибетцы понимают, что это был необычный человек. У нас самым важным считается, когда человек умирает, - тогда он показывает все, чем является. И эта смерть - как результат. Вся жизнь тогда имеет результат.
 
11. Петербург. Бродяжка у метро.
(может быть, другой кадр выбрать с бомжом? – там, где он головой крутит за проходящими)
 
        Маргарита и Андрей в трамвае.
Маргарита (за кадром):- 
Да, в буддизме смерть - постоянная тема осмысления, - здесь ключ к преодолению нашей зацикленности на сиюминутных переживаниях и планах.
Невечность и смерть...
И вот – это подступило ко мне: Андрей в больнице, и перспектива операции на аортальный клапан надвигается неотвратимо. Теперь знаю: пока затаившаяся за порогом смерть не зацепит сердце крючком, - не узнаешь, что тебе действительно дорого в жизни. Столько прокручивала раньше медитации на тему невечности и смерти, - а как грянуло, одна мысль: чтоб только был жив!
 
 
_________________________________________________________
 
12.    вход в сцену с Лхамо – через Лешу
 
разговор с Лешей у стены:
 
- Я для нее переводил… А как девушки раздеваться начали, Лхамо мне сказала: «Нет, не быть тебе монахом»…
Я ей очень благодарен.
 
Лхамо. Подготовка к трансу.
В группе посетителей Лхамо – Сонам и Леша
 
 
после транса, пока Лхамо моется,
Леша за кадром говорит про Лхамо:
- Оракул – она женщина 60 лет, …
 
Леша сидит с Лхамо
Лхамо «наезжает» на Лешу (на руках и взглядах Лхамо на Лешины руки не фиксироваться –лучще затянуть-умножить кадр взгляда Лхамо на Лешу: встревоженности, заботы)
 
+ перевод ее слов:
-         Когда это с тобой случилось? В России? Ты был в отчаянии?
(Леша отворачивается, не хочет говорить)
-         Нет, постой! Скажи! Из-за чего? Из-за девушки? Т-т-т! Это плохо!
 
(Карандашов – за кадром)
У тибетских лам, и у Лхамо тоже, чувствуешь себя неуютно, как на приеме у врача, где ты должен раздеться и рассказать обо всех своих проблемах, не скрываясь. Тибетцы готовы это делать – они верят в своих лам.
Но мы не будем этого делать даже с теми, кому верим, - даже с самими собой. То есть будем, - но не до конца...
 
Леша (за кадром):- Я в течении трех месяцев общался с ней и о смысле жизни, и о монахах, и обо всем... 
 
Вопросы Карандашова к Лхамо.
Лхамо:   - Насчет буддизма - это вы обращайтесь к ламам. А я что умею, то только и делаю. Я просто лечу, помогаю, как могу, людям.
 
13.
Опять Леша у стены (как в начале эпизода)
сначала сидит молча (может быть, начать с кадра, в котором он на вопрос Карандашова: «Не кажется тебе, что ты как бы взбирался в гору, а потом хлобысь – что все напрасно» отворачивается)
Карандашов: Вопрос про социум (как ты себя в нем чувствуешь? – или что-то вроде того)
- Я в нем нахожусь, коплю деньги, потом уезжаю в Индию, Непал.
- А как у тебя родители к этому?
   - Никак. Они мне уже сейчас как не родители.
____________________________________________________
   14. Леша и Лама Годи.
 
   Голос автора: - Лама Годи – тот человек, в котором Леша нашел для себя Учителя. Монахи в монастыре его не чтили за такого уж Ламу. Неказистый, не очень чистоплотный, порой пьяненький. Но когда несколько лет назад во Франции возникла нужда пригласить в один из буддийских центров знатока ритуалов, выяснилось, что некоторые сложные ритуалы в монастыре знает только он.
Еще сорок лет назад, в Тибете, он провел первое долгое отшельничество. А в общей сложности просидел в затворе больше двенадцати лет.
 
Интервью с ламой Годи. Леша переводит:
Скажите, Вы сидели в затворничестве?
Да.
Много или мало?
Не могу сказать. Скажешь: мало, - неправда. Скажешь: много, - а пользы нет, не применил на практике.
 
- Вы монах?
Как же я монах?! У меня трое детей.
(может быть, пере-перевести?)
_____________________________________________________
15. Мариинская больница. Андрей Терентьев.
 Разговор о смерти.
_____________________________________________________
16.
Встреча Маргариты с Учителем
 
(на кадр ожидания на лестнице - вид сверху):
Когда Учитель говорит: "Нет возможности встретиться с тобой в этот раз", думаешь: значит, неготова. Он замечает, что не о чем пока говорить, что пока я пришла опять только что со словами... И даже хотя слышу: «болен», все равно первое чувство, что это урок.
 
(на кадр ожидания в 1-й комнате):
Он очень болен. Но кажется, его и невозможно жалеть так, как обычного, беспомощного перед страданиями человека.
 
(Выходит помощник, выносит книгу в подарок.)
- Учителю сегодня стало хуже, он сожалеет, что не сможет поговорить с тобой, как обещал. Это – тебе подарок.
- Что это за книга?
-         Это издано на пожертвованные Учителю деньги. "Сердечная сущность ясных объяснений Мудрости", - изложение самых тонких моментов в постижении реальности.
-         Можно я загляну попрощаться?
 
(Кадр с Учителем Маргариты, глядящим, пересиливая себя, прямо перед собой, и - склонившимся над постелью в приступе болезни.)
 
 
(на кадр Маргариты, укладывающей хадак в сумку):
годами нет возможности приехать... Я думала: потом, потом... вот сделаю то, что была должна... И что теперь? - Что можно сделать, когда Учитель заболел? ...Ему и помочь-то нельзя - он предпочтет идти болеть в одиночестве, - в холодную хижину на гору. Как все йогины...
... и он как бы отстраняется, показывая, что нет ничего надежного вовне, даже Учителя, на что можно было бы положиться как на гарантию в жизни... - остаешься наедине со своими вопросами: «Есть ли в моих занятиях буддизмом смысл с точки зрения «жизни вообще»? Есть ли польза, которую могли бы признать люди, которые не верят ни во что, - например, мои родители?» (Я боюсь, что, если забуду об этом вопросе, - могу провести всю жизнь, просто отгородившись, в своей такой специальной буддийской комнате). Учитель обращает меня с этими вопросами лицом к самой себе.
 
 
 
_________________________________________________________
17. Харчевня в Дхарамсале.       Диалог Леши и Маргариты
 
(М. Кожевникова, А. Горячев)
 
Маргарита: Видишь, тема разговора такая: Что мы говорим о буддизме в этом фильме? Что поймут люди, для которых буддизм ничего не значит?
Понимаешь, тут какая история - человек идет из нашего общества, ну допустим, из России, или вообще с Запада, в духовных поисках. И в итоге, допустим, притопывает куда-нибудь на Восток, ну например, в Индию, к тибетцам. И проводит там какое-то время – и что-то находит для себя или не находит. И вот зрители как бы пытаются понять, что человек находит или не находит, - так?
 
Леша: Я не знаю... то есть, я не знаю, мне тяжело сказать. Единственное, я думаю, если кто-то действительно нашел, тот не скажет. Потому что это очень ценно. Соответственно... ничего не получится.
 
Маргарита: Я понимаю. Допустим... Ну, ты боишься слов, в принципе, да? То есть, ты человек, который придает цену не словам, но чему-то другому. И «придурошность» - это ведь не самый худший метод. для того, чтобы тебя не ввязали в какой-то разврат, так…
 
Леша: В смысле - чего?
 
Маргарита: Это вопрос. В конце - вопросительный знак.
 
Леша: Это, наверное, к психо... к психотерапевтам надо.
 
Маргарита (одновременно) Нет-нет-нет. Я имею ввиду...
 
Леша: ... это к психотерапевтам. Я-то откуда знаю! - я же не знаю, как говорится...
 
Маргарита: Ну, ладно, вот по себе ты как чувствуешь? - то есть ты...
 
Леша: Я не знаю.
 
Маргарита: Ты как бы считаешь, что ты до поездки, после поездки - стиль, поведение, манера разговора - то же самое?
 
Леша: Ну, понимаешь, человек развивается как бы. И я не могу сказать. Ты сама понимаешь, то что ты сама была пять лет тому назад - не то же самое, то что сейчас. И, соответственно, то же самое - я. Если ты скажешь, шесть лет... не то же самое ?
 
Маргарита: Ну да, ну вот! - в плане этой манеры...
 
Леша: Манера. Понимаешь, если тебя интересна манера, то мне неинтересно с тобой говорить! Я смотрю на внутреннее состояние человека, я не смотрю на манеры.
 
Маргарита: Нет, ну смотри - может быть, что всю жизнь ты или я, или еще кто-то, занимаются своими делами, и эти дела буддийские, и для людей, которые живут в этом мире, кажется: «Ну и что?!» - то есть что это совершенно его (чье-то) личное дело и никакого особенного смысла, чего-то ценного, более ценного, чем то, чем сами эти люди занимаются, просто не имеет. То есть как это понять? - какую это имеет большую ценность? Например, а другой молодой человек никуда не поедет и не станет изучать теорию, чтобы потом развивать веру, как ты говоришь… Ну и что? Ну, будет он в течение своей жизни делать какие-то другие дела.
 
Леша: Тоже хорошо, тоже хорошо. Здесь я думаю, в каждом свое, каждый человек... Мне как один тибетец сказал: «Каждый человек - у него своя религия». Так и здесь. Ну, в смысле, сама понимаешь, как бы он сказал: у каждого человека свой путь. Но он мне так именно сказал по-тибетски, что у каждого человека своя религия. То есть, в какой-то мере буддизм-то - он везде, но в душе-то у каждого все-таки свои какие-то мерки. Поэтому, если человек еще чем-то занимается, я думаю - тоже хорошо.
 
Маргарита: Остается непонятно в фильме. Остается… - ты такая вещь в себе, понимаешь? Такой вот «придурошный Леша», который, когда захочет, говорит серьезно, но говорит о том, что остается вещью в себе. Тогда люди так понимают, что в этом (буддийском) мире есть какая-то тайна...
 
Леша: А почему я должен... А почему я должен тебе!.. Нет, вот если взять буддизм, например. Если ты хочешь сказать, что буддизм - это торма, или буддизм - это тибетский язык, так пожалуйста, ради Бога. Но если ты хочешь сказать: для чего это мне? как это все? А почему я тебе буду говорить это?! Вообще, почему я должен кому-то это говорить?
 
Маргарита: Нет, ты ничего не должен. Просто если как бы ты говоришь…
 
Леша: Нет, я к примеру говорю… Понимаешь, для меня это очень ценно как бы и очень, ну - свято как бы. Я могу внешне это как-то говорить, понимаешь? Ииногда над чем-то, ну, внешне!... Но внутри - это, понимаешь, настолько глубоко! настолько это... – ну, ценно. Ну, сама понимаешь...
 
Маргарита: Но тогда так: хочется понять, что это тебе дает, например, если выбросить за скобки...
 
Леша: Что это мне дает! Ничего не дает.
 
Маргарита: … выбросить за скобки...
 
Леша: Что ты хочешь сказать "дает"?!
 
Маргарита: ...понимаешь, если выбросить за скобки все, что касается чистой технологии - которая никому не нужна, понимаешь? И оставить то, что люди могут понять. То, что вот за годы, например, что ты вложил, что буддизм тебе принес?
 
Леша: Ничего! Ничего! Ничего! Ничего... Массу проблем.
 
Маргарита: Нет, вообще, конечно, у меня как бы есть впечатление, что ты запутался…
 
Леша: Ты можешь мне помочь чем-нибудь? А как думаешь: мне кто-то может помочь? У тебя есть какой-то критерий, что должен сделать Учитель со своим учеником? Ты можешь мне объяснить, что должен сделать буддийский Учитель со своим учеником?
 
Маргарита: Я думаю, что Учитель, если делает что-то со своим учеником и что-то происходит, то возникает возможность больше использовать слова...
 
Леша: Вообще, ты обо мне по чему смотришь, по телевизору или вообще, по форме? Ну а чего ты?! - откуда ты знаешь, что у меня внутри вообще? Ты знаешь, чего у меня внутри?! Или не знаешь?! А почему ты говоришь, что я не доехал до станции конечной?
 
Маргарита (одновременно с ним): Потому что остается всегда смотреть только со стороны. Потому что внутрь нельзя заглянуть.
 
Леша: А? Чего?
 
Маргарита: Всегда приходится судить только по внешним признакам.
 
Леша: Ну а почему ты, буддист, и судишь по внешним признакам? Я удивляюсь просто!..
 
Маргарита: Потому что иначе мы не можем.
 
Леша: Я удивляюсь просто.
 
Маргарита: Потому что иначе мы не можем.
 
Леша: По внешним признакам?!
 
Маргарита: Других признаков нет.
 
Леша: Я удивляюсь. Других признаков нет?! А почему ты о людях судишь вообще? Ты суди о себе. Буддизм не говорит: суди о себе? Смотри на свои недостатки, не смотри на недостатки других. Почему ты на меня так смотришь? Это тебя учитель научил буддийский так смотреть на людей?
 
Маргарита: Я пытаюсь тебя понять...
 
Леш: Зачем ты меня пытаешься понять?
 
Маргарита: Я пытаюсь понять, что ты хочешь сказать - потому что ты пытаешься высказать, но...
 
Леша: Тебе я ничего не хочу сказать. И никому не хочу ничего сказать! Я - не Учитель.
 
 
 
Бодхи. Обезьяна. Обход. Ансамбль.
 
Автор:
 
Когда заканчиваются разговоры и все слова уже высказаны, каждый из нас все равно остается с тем, что сложилось внутри. Словами это не прикрыть и не изменить.
Тибетцы здесь на горных дорожках, встречаясь с нами, прерывают бормотать молитвы на миг и здороваются, улыбаясь, - не смущаясь, что мы не понимаем сказанных слов. Наверное, молятся и о нас так же, как и обо всех живых существах…
 
/Все сказанное уходит. Но что есть я сам, это остается. Если бы это еще и понять…/
 
 
Леша с монахами под звездным небом
Автобус
____________________________________________________

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.