Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Поэт, писатель / Кино / Обратная сторона Земли
4 - Варианты текстов

Варианты закадровых и др. текстов в фильм «Обратная сторона Земли»
 
 
 
 В Сарнатхе:
 
Странно, конечно, - закономерно и все же странно, возвращаясь, находить Сашу Кочарова здесь, в Сарнатхе. Десять лет назад, когда Сашка, мы с Андреем и Слава Комаровский приехали в Индию, мы вместе осваивали этот мир – учились говорить по-тибетски, впервые попадали на аудиенцию к Далай-ламе, раскрыв глаза, слушали разные истории про детей-перерожденцев и про подвиги отшельников. Тогда каждый из нас отыскивал здесь ответы на свои вопросы, привезенные из России.
Потом мы с Андреем вернулись, а Саша остался и сам стал как бы частью этого мира – один из осевших в Индии иностранцев, профессор тибетской иконописи в Буддийском Университете.
 
 
 
(про А. Терентьева)
-          
-         В последние годы Андрей стал поговаривать о деревне, - что напряженной работой заслужил, наконец, право уйти в это «как бы затворничество». Думаю, для него прообразом такой жизни был Дедушка, - так в Бурятии зовут старых лам. Андрей и Сашка Кочаров встретились с ним в 70-е годы в поселке Дарасун за Читой – там Жимба Жамцо осел, пройдя после разгрома буддийских монастырей сталинские лагеря и поселения. Никто в деревне не знал, кем он был по-настоящему - какого уровня ламой. Ходили, правда, лечиться – и за советом.18 сек
 
 
 
 
 
Дедушка был предельно трезвым, практичным человеком. Андрей говорит, это проявлялось в каждом слове. Так например, Андрей вначале сильно переживал, что ему не удавалось толком заниматься медитацией. А Дедушка ему вдруг заявил:
-         А чего ты переживаешь?! У тебя есть сейчас условия заниматься изучением, - занимайся. А потом посадят тебя, например, - будешь тогда медитацией заниматься.
… Вот тоже: медитация-медитация!… Вот приезжают иногда: «Научите нас тантрической йоге». А сами даже в простых делах себя не контролируют… не думают, что делают, как с людьми обращаются, не знают, как удерживаться от дурных дел. А хотят тантрическую йогу! – Дети, да и только.»
 
 
 18-59 сек.
(о Комаровском)
 
Слава:
-         Я сросся с этим миром. В том мире мне нечего делать. Я не могу себе представить, что я в обычную жизнь вернусь.
-         А с точки зрения этой обычной жизни? Что ты ищешь? - что мы все ищем? Ты понимаешь, что все эти занятия могут выглядеть в глазах людей просто как убегание от мира?
-         Убегание от мира, но это прибегание к реальности.
 
 
 
(про Маргариту Кожевникову)
 
Все как раньше: я иду к моему Учителю, живущему на горе в отшельничестве уже 30 лет, а вдоль дороги сидят эти индийцы и дробят камни на гравий вручную,. – все, как тысячи лет назад. Впрочем, есть история про одного йогина XVII-XVIII века, тибетского Леонардо Да Винчи. Говорят, он самостоятельно изобрел часы, пушку и даже самолет. Но, завершив изобретение, он его разрушал, говоря: «Нет. Это только принесет еще больше отвлечений уму».
 
 
 
Когда огибаю долину, поднимаясь сначала до монашеских поселений, каждый раз чувство, как будто проходишь таможню: зачем идешь? Насколько искренни твои вопросы?
 
Учителя нет на горе - отшельники, живущие на соседнем склоне, сказали, что он спустился вниз на Учение Далай-ламы – еще, может, потому что в последнее время сильно болел. Продукты, закупленные для него, мы поднесли им.
 
 
Ловсанг: - Я здесь на горе сижу 7 лет. До этого жил в монастыре.
 
Маргарита: - Знаете, люди обычно считают, что отшельники знают какую-то истину...Наверное, здесь это и есть настоящая буддийская жизнь?...
 
Тэнзин: (неожиданно улыбается): - Как говорится: можно просидеть и всю жизнь в затворе, но даже не приступить к буддийскому пути...
 
Маргарита: -... Я вот иногда думаю, что все эти полезные дела, какие я как-то пытаюсь делать, может быть, надо оставить - заняться медитацией... стремиться к жизни, похожей на вашу...
Ловсанг: А в монастырях - знаешь? - есть монахи «доб-до», которые вообще только делают хозяйственные работы целую жизнь, только помогают. И это тоже – путь.
6 сек.
Тэнзин: - Ведь что такое медитация? - это же тренировка, подчинение ума, чтобы развить сострадание и постигнуть реальность. А монахи доб-до, например, держат монашеские обеты. Так они обуздывают себя.
Маргарита: - И чего они достигают?
Тэнзин: - Они же тоже каждое утро и вечер проделывают медитации... – Никто не замечает такого монаха при жизни, а при смерти, бывает, у него останавливается сердце, но сознание не уходит. Он удерживает сознание в созерцании – неделю, или даже две. Только тогда люди понимают, что это был необычный человек. У нас самым важным считается, когда человек умирает. Тогда он показывает все, чем является. И эта смерть - как результат. Вся жизнь тогда имеет результат.
 
 
(АТ и МК)
 
Смерть. Тема ежедневных практик в буддизме.
 
Еще два месяца назад мы с Андреем собирались вместе ехать в Индию.
Теперь он в больнице, предстоит операция на сердце.
 
Сколько лет приучала себя к невечности и смерти … - а как грянуло, одна мысль: чтоб только был жив!
 
 
 
(Учитель Маргариты)
 
(на кадр ожидания на лестнице - вид сверху):
МК:
Когда Учитель говорит: "Нет возможности встретиться с тобой в этот раз", думаешь: значит, не готова. Он замечает, что не о чем пока говорить, что пока я пришла опять только что со словами... И даже хотя слышу: «болен», все равно первое чувство: что это урок.
 
(Выходит помощник, выносит книгу в подарок)
- Учителю сегодня стало хуже, он сожалеет, что не сможет поговорить с тобой, как обещал. Это – тебе подарок.
- Что это за книга?
-         Это издано на пожертвованные Учителю деньги. "Сердечная сущность ясных объяснений Мудрости", - изложение самых тонких моментов в постижении реальности.   
-         Можно я загляну попрощаться?
 
(Кадр с Учителем Маргариты, глядящим, пересиливая себя, прямо перед собой, и - склонившимся над постелью в приступе болезни.)
 
(на кадр Маргариты, укладывающей хадак в сумку):
 
Я думала: потом, потом... вот сделаю то, что была должна... годами нет возможности приехать... И что теперь? - Что сделать, когда Учитель заболел? ...А ему и помочь-то нельзя - он предпочтет идти болеть в одиночестве, - в холодную хижину на гору. Как все йогины...
 
 
 
Он как бы отстраняется, показывая, что нет ничего надежного вовне, даже Учителя, - на что можно было бы положиться как на гарантию в жизни... - остаешься наедине со своими вопросами: «Есть ли в моих занятиях буддизмом смысл с точки зрения «жизни вообще»? - то есть польза, которую могли бы признать люди, которые не верят ни во что, - например, мои родители?» (а если не ставить вопрос так, - есть опасность провести всю жизнь, просто отгородившись от мира, в такой своей «специальной буддийской комнате»).
 

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.