Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Поэт, писатель / Кино / Обратная сторона Земли
3 - Обратная сторона Земли - вариант

Обратная сторона Земли
Режиссеры: С. Карандашов, В. Чутко
Авторы сценария: Сергей Карандашов, Маргарита Кожевникова и ВладимирЧутко.
Киностудия ПиЭФ, «Ленфильм»
 
Фильм «Обратная сторона Земли» был снят режиссерами Ленфильма Сергеем Карандашовым и Владимиром Чутко в 1999 г. и получил премию Св. Анны на Международном кинофестивале дебют-фильмов в Москве в 2001.
 При подготовке фильма во время экспедиции съемочной группы в Индию и Непал было отснято около 90 часов материала – в буддийских монастырях, городах, с участием ряда тибетских лам, монахов, оракулов, т.п.
 
 
 
ТЕКСТ 1-й серии   сентябрь 2000
(Вариант)
 
 
 1. Зима. Баньково.
 
Пустота над рекой. Далеко в поле идет мужик с санками.
 
   Голос автора (Сергея Карандашова) за кадром:
 
- От моих попыток изучать тибетский язык
в памяти остались какие-то клочки.
Например, тело по-тибетски называют "луй" -
то, что оставляют, сдают... Как багаж...
 
   Зимняя дорога.
__________________________________________
2. Индия. Поезд.
 
(Карандашов, Горячев)
 
(синхрон Леша Горячев)
Леша: Ну, если честно сказать, я был монахом. Чтобы полно изучить какое-то учение, нужно вначале быть монахом, я думаю. Я думал всю жизнь быть монахом. Это очень хорошо, когда нет отвлечений на жену, на детей.
Сергей: - А ты хотел тибетским монахом быть?
Леша: - Я им и был.
Сергей: - Ты откуда все это узнал, про буддизм? Ты же в России жил, почему Тибет? Почему не стал православным монахом?
Леша: - Хотел быть православным. Не взяли в семинарию. Я когда был маленький, классе в пятом, думал куда-то к духовному пойти. Пошел в семинарию. Даже мамашу попросил, чтобы помогли. Но тогда же что было - Загорск, семинария, сам понимаешь... «Вы обратитесь к лейтенанту...»
 
 
 Голос автора накладывается на Лешин рассказ:
- Лешу Горячева, правда, трудно представить монахом. Но, если честно, я завидовал этой его безумной, раздражающей упертости. Мною тоже овладевали всякие идеи, но жизнь оберегала, брала свое.
 Мы с Лешей читали, вроде бы, одни и те же книги, мечтали о Тибете, но это он, а не я, по восемь часов в день учил тибетский язык, он, а не я, по крохам собрал деньги и махнул в Индию, стал монахом в дальнем тибетском монастыре...
 
___________________________________________
3. Вокзал.   
 
 
    На 2-м проходе «мешочницы», кадрах вокзала (исключая «кентавра») голос автора:
 
Один тибетский Учитель сказал, что наши жизни живут вместо нас. Словно во сне что-то делаешь, а что конкретно, и главное, для чего – потом и не вспомнить. И то, что мы называем «личностью», «Я» – это лишь зависимость от ежедневных дел, привычек, и бесконечного общения с людьми.
Но когда наступает неожиданное затишье, становится как-то непривычно, не вполне уютно, будто ты не находишь самого себя. И надо срочно чем-то заняться или включить телевизор, только бы не остаться в этой пустоте наедине с самим собой.
 
______________________________________
   4. Кочаров(начало синхрона на кадре зала ожидания с быком):
 
Я, к примеру, если б не рисовал, не знаю, чем бы я  стал? - алкоголиком или бандитом? Это меня спасает...
Вопрос: Вот ты рисуешь Бога, если условно, примитивно…
Кочаров (синхрон):      Условно, примитивно – это условно, примитивно и есть. Что мы рисуем - глубинный архетип, свое сокровенное, мечту. Снова и снова вызываем их в себе. Также, как читаем мантры, молитвы, чтобы стимулировать возникновение в себе сострадания. Стыковка между звуком, сознанием...
 
 
(На разговор Кочарова накладывается комментарий Маргариты):
 
Девять лет назад Саша Кочаров, потом мы с Андреем  и Слава Комаровский приехали в Индию. Первые русские, попавшие на посвящение Далай-ламы.
Мы тогда продали фотоаппарат и кипятильник, чтобы как-то добраться до Сарнатха – места первой проповеди Будды,
Будда – в переводе «Пробужденный» - это не Бог. А кто же? Человек? Да, был принц Сиддхартха, Сначала жил во дворце как в теплице. Но неожиданно встретил на прогулке за пределом дворца больного, затем старика и, наконец, покойника.
Это настолько его потрясло – что такое вообще в мире есть! - что принц покинул дворец, В медитациях он открыл для себя «четыре святые истины»: в мире существует страдание, существуют причины страдания. Но цепь страданий можно прервать – существует путь.
Об этом была Его первая проповедь перед пятью аскетами – вот здесь, в Сарнатхе недалеко от Варанаси.
 
Позднее Будда произнес вторую проповедь. Ее слова, казалось, настолько противоречили словам первой, что многие слушатели скончались от разрыва сердца:
Все сущее есть пустота. И страдание – пустота, и его причины –тоже пустота.
 
Да, это не для слабых умов. Можно попробовать как-то приблизиться к пониманию этого парадокса, если заменить слово «пустота» словом «относительность».  Предмет или явление не самодостаточно, они существует только в бесчисленных связях. Можно сказать, в системе. Так что… все относительно.
Вот например, природа Будды – или скажем, потенциал для Пробуждения - есть в каждом из нас. И каждый может достичь состояния Будды. Только вот одной жизни для этого скорее всего недостаточно…
 
А в этой нас всех несет по разным траекториям, как фишки в детской игре.
Мы с Андреем вернулись в Россию, а Саша и Слава остались. Теперь он, Кочаров, бывшая звезда питерской богемы - профессор Буддийского университета в Сарнатхе. Кстати, единственный из иностранцев.
 
___________________________________________________________ 
   5. Бир. Хоздвор монастыря. Монахи затачивают резцы.
 
(А. Горячев, С. Карандашов)
 
Леша: (переводит слова монаха) - Это член (про резец)
Леша (Карандашову): - Ну, спроси, а как у женщины?
Монах складывает из своих орудий другой символ.
Карандашов: - А как же они сопрягаются?
Монах складывает орудия вместе. Смеется.
 
 Голос автора: 
- По Достоевскому, этот человек веселый, он не может быть атеистом. И еще: веселье обьемлет собою все, все переворачивает… В христианстве юродствует, в буддизме хохочет… Действительно – закон силен благодатью, разум – безумием, красота – юродством. 
 
Этими резцами монахи выбивают на камнях молитвы о благе всех живых существ. Вдоль дорог Индии, Непала и Тибета, в самых безлюдных местностях и даже высоко в горах можно найти высеченные слова молитвы. Чтобы достичь пробуждения нужно сделать молитву постоянной как дыхание и ритмичной как удары сердца. Так говорят буддийские Учителя, да и христианские Отцы. Но мы ленивы и нелюбопытны. Если бы от нашей воли зависело дыхание, мы бы ленились и забывали дышать. Возможно тогда монахи раскладывали бы вдоль дорог кислородные подушки…
 
 
_____________________________
   6. Монастырь. Служба.             
 
(Горячев)
 
   Леша за кадром:
 - Я чувствовал себя здесь чужим, может, три месяца. Видел в монахах не монахов, а в каждом монахе видел большого ламу…
Вот всю вот эту дисциплину пройти, понимаешь... А здесь не просто, здесь как армия, между пионерлагерем или армией. Здесь ты не волен пойти купить себе пирожок. А вот сейчас идет десять дней пуджа, и они в пять встают и, видел, когда они кончают- заполночь ... Если у тебя еще какие-то занятия, потом, после этого еще в трубу дуй, или еще чего-нибудь. Вот эти люди, они имеют такой волевой стержень, делать вот это все, понимаешь. Они за это не получают ничего, ну, ночлег, еду.
 Само по себе это действо в духовном направлении - оно настолько сильно. Если тебя вот сейчас нарядить в эти одежды, ты через неделю скажешь, какая это задница!
 
   Понимаешь, это интересно, пока идет процесс узнавания. Когда определенную систему понял, нужно начать что-то еще делать. Может, пройти уединение, может, какие-то йогические практики…
 
           Свободы очень мало на самом деле. Здесь учишься, учишься, служба, служба…
 
Леша(синхрон): Здесь забываешь вообще, а зачем ты здесь. Вот я в Бире когда жил, наверх приходишь после службы, после всего вечером, в свою келью. Сел, ну, сейчас, думаешь, разденусь... Вдруг раз - звук трубы. Смотришь - утро. Почему в одежде, вообще? Как сел, так и заснул.
 
_____________________________________________
  
7. Андрей Терентьев
 
В деревне Баньково, у Андрея в доме.
 
   - Буддизм для меня сыграл очень важную роль... Чисто психологически.... Все кружатся, как белка в колесе... А буддийское Учение о том, как это круженье прервать. Но только с помощью Учителя можно - вступив в традицию.
Когда я нашел Учителя в Бурятии, я испытал облегчение, подъем. Я вырвался из тупика.
            Многие относились к русским как к чудакам. Одна старушка спрашивает меня: «Что, ламой хочешь стать?». Для меня это было дико. Каким ламой? Я хочу стать Буддой!
 
________________________________________________
   8. Фото: Учитель Андрея и Саши лама Цыбенов в пиджаке с орденскими колодками. Он вместе с Сашей Кочаровым, тогда еще бородатым, и Андреем…
 
            Маргарита (за кадром, на фотографиях): - Андрей с Сашей Кочаровым нашли Учителя, старого ламу - их в Бурятии называют "дедушками". Дедушка прошел войну и 12 лет сталинских лагерей. Он, когда они пришли со своими духовными поисками, послушал их и отвечал:
 
-          Хотите остаться? Ну живите… - поможете полоть огород, потом дом покрасить…
-           
И в нашей жизни в Индии Андрей учил меня внимательно относиться к быту, скрупулезно записывал в наш индийский дневник такую чепуху: "Маргарита не приготовила обед и умотала на свои занятия в горы". Или наоборот : "Рита последние дни ведет себя вполне по-буддийски. Сегодня все постирала, сварила овощи и перевела пол абзаца сложного текста". - Такое сермяжно-истинное понимание духовности.
 
 
Кинохроника: Старушка-бурятка. Изображение как бы оживает, под звуки труб люди стекаются к храму - дацану. Много людей… 
 
 
________________________________________________________
   
9. Саша Кочаров и Маргарита.
   Разговор в Буддийском Университете в Сарнатхе (синхрон):
 
 Кочаров: - Лама - общественный человек, вот он живет в селе, и там все спокойно...
Ты не увидишь, чтобы лама, хороший лама, вышел просто прогуляться, его на улице не увидишь годами. Он собранно живет. (рассказывает о знакомых ему ламах).
 
 
   Дорога в Дхармсале. Кукольник
 
________________________________________________________
   
10. Гора. Хижина отшельников.
Сначала кадры лица монахини, объясняющей дорогу, затем - промельком - лицо Маргариты, кадры дороги и горы.
 
    Голос Маргариты (за кадром):
 
В тот наш первый приезд я вот так же карабкалась из долины по еле приметной тропке. Отшельник, к которому я пришла, неожиданно согласился стать моим Учителем. Было какое-то почти детское счастье. А потом, каждый раз взбираясь на эту гору, я словно проходила таможенный контроль: что несешь в своей душе? Что сделано, что накоплено? И сейчас – это то же…
 
Вопросы к Учителю начинаешь продумывать задолго. Так прокручиваешь вопрос, повторяешь - иногда ответ возникает сам собой. Но не всегда.
 
Я изучаю буддизм и ищу  ответы, Но это одно. А другое – как я живу, на какие чувства, поступки реально способна. 
Как-то, отец Андрея, мой свекор, восьмидесятилетний, прошедший немецкие лагеря старик, до последнего дня не дававший себе ни в чем спуску, на что-то обиделся, что я сделала, и сказал мне: "Ну какая, ты, к черту, буддистка!".
 
 
 Разговор с отшельниками во дворике:
 
   Маргарита: - Вы наверное, знаете Учителя? Я хотела его навестить, но хижина закрыта.
 
   Отшельник: - Да, Почти мы тоже - его ученики. Но обычно без нужды не ходим друг к другу  и не знаем, где он сейчас.... Может, спустился на учения Далай-ламы? А, может, из-за болезни? Он в последнее время болеет тяжело.
 
 Заходят в хижину. В хижине.
 
Маргарита:    - Наверное, настоящая буддийская жизнь это именно жизнь отшельников... В монастырях ведь, в основном, идут ритуалы и изучение философии в уединении?
 
Отшельник: Ну-у, да. Но монастырь - это больше. Туда идут не для того, чтобы жить вдали от других, а для того, чтобы не сосредоточиваться на себе...
 
 (пауза)
 
Маргарита: - Я хотела спросить... Вот иногда думаешь: может, надо оставить все и заняться лишь медитацией...  – то есть стремиться к жизни, похожей на вашу?
 
Отшельник: - Так а что такое медитация? Это ведь тренировка ума. Знаете, ума - как обезьяна. Да, его третуется приручить – ум должен быть послушен. Но что самое главное – чтобы заточенный, острый ум служил состраданию.
И если каждый день медитация направлена на сострадание и пустоту, они пропитывают ум понемногу.
Медитация, отшельничество не может быть целью. Это лишь способы. И можно всю жизнь просидеть в отшельничестве, но не приблизиться к Просветлению. Кто знает.., Человек показывает все, чем является. когда умирает. Знаете, бывает, человека никто не замечает при жизни, а потом он говорит: "Завтра я умру и со мной будет то-то и то-то". Прекращается дыхание, останавливается сердце, и тело долго не разлагается, может быть, неделю, может быть, даже две. Значит, он еще не умер - он делает специальную медитацию. Это, конечно, редко даже среди высоких лам.
 
 
 
 
Кадры молебна.
________________________________________________________
   11. Петербург. Бродяжка у метро.
        Маргарита и Андрей в трамвае.
 
Маргарита (за кадром):- Андрей сейчас в больнице. Сначала - подозрение на инфаркт, потом счастье: не инфаркт! Потом оказалось – порок. Очень серьезно – и требуется операция, замена митрального клапана.
      Я изучала тексты, медитировала о невечности и смерти, - а как грянуло, одна молитва… чтоб только был жив!
 
 
_________________________________________________________
   12. 
В Непале. Оракул Лхамо. Транс. Разговор с Лешей.
 
(Горячев, Лхамо, Карандашов)
      Леша (за кадром):- Оракул - она женщина, ей шестьдесят лет. Во время камлания в нее божество входит. Вряд ли обычный человек сможет такое, например, камень из почек вытянуть... Она подростком еще очень болела - божество не могло войти в неочищенное тело. Страшная у нее судьба, сын сумасшедший. Она многим гадала о будущем...
   Я в течении трех месяцев общался и о смысле жизни, и о монахах, и обо всем... Я ей очень благодарен.
И поэтому ты решил уйти?
   - Мне Лхамо сказала, что это не может продолжаться долго для иностранцев, что через два-три года буддизм, все это отходит на другое место, становится профессией. Или карьерой. Они начинают работать переводчиками или преподавать язык.
 
Лхамо:   - Насчет буддизма - это вы обращайтесь к ламам. А я что умею, то только и делаю. Я просто лечу, помогаю, как могу, людям.
 
_____________________________________________________
  
 13. В Непале. Монастырь.
 
(Карандашов, Горячев)
 
Разговор с Лешей.
Леша:- В принципе, для тибетцев не так важно, монах - не монах, если человек доходит до такого уровня, что его называют ламой не по одежде. А это достигается каким-то уединением, йогическими практиками, тяжелыми практиками..
 А знают такие практики очень мало людей, их очень тяжело найти. Пожалуй, единственный здесь, кто знает - это лама Годи.
 
Ворота монастыря. Мальчик-ринпоче(перерожденец).
  
   Леша - синхрон о родителях.
 
   - А как у тебя родители к этому?
   - Никак. Они мне уже сейчас как не родители. Я с ними давно не общаюсь.
   - То есть, именно потому, что буддист? Ты ведь когда-то хотел, чтобы они тебя в семинарию отвезли?
   - Так, давно дело было. Ну, сейчас так как-то…
   - Но они вообще не религиозные?
   - Я честно говоря, о них мало знаю.
   - Когда произошло вот это расхождение?
   - В первый раз, наверное, когда поехал.
   - Ну, они как это восприняли, как шиз?
   - А я откуда знаю?
   - Ну, они не пытались тебя переубедить?
   - Что-то не помню. Давно дело-то было! Ну, я взял да поехал.
 
   Мальчик-монах на службе.
 
Леша: - Но я о родителях не хочу. Мне эта тема неприятна. То есть мне друзья помогут больше всегда, чем родители. А родители, грубо говоря,..
 
____________________________________________________
  
14. Леша и Лама Годи.
 
 
(Карандашов, Горячев, лама Годи)
 
   Голос автора:
- Леша нашел в Ламе Годи редкого человека, способного быть настоящим Учителем. Монахи в монастыре его не чтили за такого уж Ламу. Неказистый, не очень чистоплотный, порой пьяненький. Но когда несколько лет назад стал искать знатока йогических практик, выяснилось, что по-настоящему сложные практики знает только он.
Еще в Тибете, сорок лет назад, он провел первое долгое отшельничество. А в общей сложности просидел в затворе больше двенадцати лет. Но об этом говорить стесняется, все повторяет что главное - не сколько сидел, а как это применил на практике.
 
Интервью с ламой Годи. Леша переводит:
- Вы монах?
- Как же я монах?! У меня трое детей. Я нгагпа ("женатый лама").
 (Нгагпа пьют пиво, и это для них как нектар. Или они занимаются сексом с женщиной, и это - как соединение божеств).
- Монаху жена мешает. А нагпе жена не мешает. Для нагпы можно, что есть жена.Она не отвлекает от дела.
 
- Нагпа смотрит на пиво как на нектар ("духовный друг"). И когда с женщиной - представляешь себя как с божеством. И все по другому. 
- Вы женаты?
- Жена умерла.
- Учение помогало вам переживать ее смерть? Что Вы чувствовали?
- Не было плохих чувств. Ведь все страдание. Умерла и умерла. Я же тоже умру.
- - Это ваше Учение дает вам такое сознание?
- Здесь не идет речь об Учении. Просто нет пользы от того, чтобы расстраиваться, переживать. От привязанности нет пользы.
- А в чем тогда польза?
- Первое - хорошие помыслы: «Все живые существа - мои папа и мама. Также жители ада, голодные духи - это тоже мои родители». Вот например собака лает - она не может практиковать, я думаю - они все мои родственники, и они не могут практиковать,не могут достичь просветления в этой жизни. и я за них практикую, читаю "Ом мани падме хум", чтобы они достигли состояния Просветления. Размышляю об этом. Я могу о них подумать, позаботиться,
Я не хочу достичь Просветления (для себя) - если я не достигну Просветления - ничего страшного. Главное, чтобы все живые существа достигли просветления.
 
 
 
 
Ночь в горах. Трубачи.
 
Бир. Мальчик и собаки.
 
 
 
_____________________________________________________
15. Мариинская больница. Андрей Терентьев.
 Разговор о смерти.
 
_____________________________________________________
 
 (на кадр Маргариты, укладывающей хадак в сумку):
Нет ничего надежного, на что можно было бы положиться, как на гарантию в жизни... То, что чувствовалось незыблемым, оказалось настолько хрупким!  Можно повторить себе, что болезнь и даже смерть –   лишь переходные состояния, но…  Мы медитируем, молимся: «Для блага всех живых существ…». Но что я могу сделать для всех, если не в состоянии помочь даже близким?
 
_________________________________________________________
 
17. Харчевня в Дхарамсале. Диалог Леши и Маргариты
 
(М. Кожевникова, А. Горячев)
 
Маргарита: Видишь, тема разговора такая: Что мы говорим о буддизме в этом фильме? Что поймут люди, для которых буддизм ничего не значит?
Понимаешь, тут какая история - человек идет из нашего общества, ну допустим, из России, или вообще с Запада, в духовных поисках. И в итоге, допустим, притопывает куда-нибудь на Восток, ну например, в Индию, к тибетцам. И проводит там какое-то время – и что-то находит для себя или не находит. И вот зрители как бы пытаются понять, что человек находит или не находит, - так?
 
Леша: Я не знаю... то есть, я не знаю, мне тяжело сказать. Единственное, я думаю, если кто-то действительно нашел, тот не скажет. Потому что это очень ценно. Соответственно... ничего не получится.
 
Маргарита: Я понимаю. Допустим... Ну, ты боишься слов, в принципе, да? То есть, ты человек, который придает цену не словам, но чему-то другому. И «придурошность» - это ведь не самый худший метод. для того, чтобы тебя не ввязали в какой-то разврат, так…
 
Леша: В смысле - чего?
 
Маргарита: Это вопрос. В конце - вопросительный знак.
 
Леша: Это, наверное, к психо... к психотерапевтам надо.
 
Маргарита (одновременно) Нет-нет-нет. Я имею ввиду...
 
Леша: ... это к психотерапевтам. Я-то откуда знаю! - я же не знаю, как говорится...
 
Маргарита: Ну, ладно, вот по себе ты как чувствуешь? - то есть ты...
 
Леша: Я не знаю.
 
Маргарита: Ты как бы считаешь, что ты  до поездки, после поездки - стиль, поведение, манера разговора - то же самое?
 
Леша: Ну, понимаешь, человек развивается как бы. И я не могу сказать. Ты сама понимаешь, то что ты сама была пять лет тому назад - не то же самое, то что сейчас. И, соответственно, то же самое - я. Если ты скажешь, шесть лет... не то же самое ?
 
Маргарита: Ну да, ну вот! - в плане этой манеры...
 
Леша: Манера. Понимаешь, если тебя интересна манера, то мне неинтересно с тобой говорить! Я смотрю на внутреннее состояние человека, я не смотрю на манеры.
 
Маргарита: Нет, ну смотри - может быть, что всю жизнь ты или я, или еще кто-то, занимаются своими делами, и эти дела буддийские, и для людей, которые живут в этом мире, кажется: «Ну и что?!» - то есть что это совершенно его (чье-то) личное дело и никакого особенного смысла, чего-то ценного, более ценного, чем то, чем сами эти люди занимаются, просто не имеет. То есть как это понять? - какую это имеет большую ценность? Например, а другой молодой человек никуда не поедет и не станет изучать теорию, чтобы потом развивать веру, как ты говоришь… Ну и что? Ну, будет он в течение своей жизни делать какие-то другие дела.
 
Леша: Тоже хорошо, тоже хорошо. Здесь я думаю, в каждом свое, каждый человек... Мне как один тибетец сказал: «Каждый человек - у него своя религия». Так и здесь. Ну, в смысле, сама понимаешь, как бы он сказал: у каждого человека свой путь. Но он мне так именно сказал по-тибетски, что у каждого человека своя религия. То есть, в какой-то мере буддизм-то - он везде, но в душе-то у каждого все-таки свои какие-то мерки. Поэтому, если человек еще чем-то занимается, я думаю - тоже хорошо.
 
Маргарита: Остается непонятно в фильме. Остается… -  ты такая вещь в себе, понимаешь? Такой вот «придурошный Леша», который, когда захочет, говорит серьезно, но говорит о том, что остается вещью в себе. Тогда  люди так понимают, что в этом (буддийском) мире есть какая-то тайна...
 
Леша: А почему я должен... А почему я должен тебе!..  Нет, вот если взять буддизм, например. Если ты хочешь сказать, что буддизм - это торма, или буддизм - это тибетский язык, так пожалуйста, ради Бога. Но если ты хочешь сказать: для чего это мне? как это все? А почему я тебе буду говорить это?! Вообще, почему я должен кому-то это говорить?
 
Маргарита: Нет, ты ничего не должен. Просто если как бы ты говоришь…
 
Леша: Нет, я к примеру говорю… Понимаешь, для меня это очень ценно как бы и очень, ну - свято как бы. Я могу внешне это как-то говорить, понимаешь? Ииногда над чем-то, ну, внешне!... Но внутри - это, понимаешь, настолько глубоко! настолько это... – ну, ценно. Ну, сама понимаешь...
 
Маргарита: Но тогда так: хочется понять, что это тебе дает, например, если выбросить за скобки...
 
Леша: Что это мне дает! Ничего не дает.
 
Маргарита: … выбросить за скобки...
 
Леша: Что ты хочешь сказать "дает"?!
 
Маргарита: ...понимаешь, если выбросить за скобки все, что касается чистой технологии - которая никому не нужна, понимаешь? И оставить то, что люди могут понять. То, что вот за годы, например, что ты вложил, что буддизм тебе принес?
 
Леша: Ничего! Ничего! Ничего! Ничего... Массу проблем.
 
Маргарита: Нет, вообще, конечно, у меня как бы есть впечатление, что ты запутался…
 
Леша: Ты можешь мне помочь чем-нибудь? А как думаешь: мне кто-то может помочь? У тебя есть какой-то критерий, что должен сделать Учитель со своим учеником? Ты можешь мне объяснить, что должен сделать буддийский Учитель со своим учеником?
 
Маргарита: Я думаю, что Учитель, если делает что-то со своим учеником и что-то происходит, то возникает возможность больше использовать слова...
 
Леша: Вообще, ты обо мне по чему смотришь, по телевизору или вообще, по форме? Ну а чего ты?! - откуда ты знаешь, что у меня внутри вообще? Ты знаешь, чего у меня внутри?! Или не знаешь?! А почему ты говоришь, что я не доехал до станции конечной?
 
Маргарита (одновременно с ним): Потому что остается всегда смотреть только со стороны.  Потому что внутрь нельзя заглянуть.
 
Леша: А? Чего?
 
Маргарита: Всегда приходится судить только по внешним признакам.
 
Леша: Ну а почему ты, буддист, и судишь по внешним признакам? Я удивляюсь просто!..
 
Маргарита: Потому что иначе мы не можем.
 
Леша: Я удивляюсь просто.
 
Маргарита: Потому что иначе мы не можем.
 
Леша: По внешним признакам?!
 
Маргарита: Других признаков нет.
 
Леша: Я удивляюсь. Других признаков нет?! А почему ты о людях судишь вообще? Ты суди о себе. Буддизм не говорит: суди о себе? Смотри на свои недостатки, не смотри на недостатки других. Почему ты на меня так смотришь? Это тебя учитель научил буддийский так смотреть на людей?
 
Маргарита: Я пытаюсь тебя понять...
 
Леш: Зачем ты меня пытаешься понять?
 
Маргарита: Я пытаюсь понять, что ты хочешь сказать - потому что ты пытаешься высказать, но...
 
Леша: Тебе я ничего не хочу сказать. И никому не хочу ничего сказать! Я - не Учитель.
 
 
 
 
_________
 
Ступа Бодхи. Обезьяны. Обход. Ансамбль.
 
Автор:
Когда впервые попадаешь сюда, кажется, что все вокруг уже давно достигли пробуждения – неважно, индусы ли, тибетцы, европейцы… Кстати, по опросу ЮНЕСКО, именно здесь, в Индии самый высокий процент людей, считающих себя счастливыми (Кстати, самый низкий – в Швеции)… Атмосфера здесь, что ли, такая… От этого надежда, что и сам вот-вот, максимум через месяц наполнишься состраданием и познаешь пустоту…
Но первое же испытание - и увидел, что тот чужой во мне, раздражительный и болтливый, которого так надеялся оставить дома – он никуда не исчез… Впрочем, а что я сделал, какой такой совершил подвиг, чтобы что-то изменить в себе?
Вот с этого, как говорится, мы и начнем…
 
 
 
Леша с монахами под звездным небом
____________________________________________________

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.