Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Деятель / Общество друзей Тибета, поддержка Тибета
поддержка Тибета в мире

Четвертая Международная конференция групп поддержки Тибета

 

состоялась в Праге, с 18 по 22 октября 2004. Участвовать в ней в Чехию приехали 250 человек из 160 стран мира. Среди них были и мы, члены Обществ друзей Тибета из России: по одному человеку из Москвы, Петербурга, Бурятии, Тувы, Краснодара.


Конечно, подобный форум не смог бы состояться, если за его организацией не стояли бы реальные силы поддержки – и политической, и финансовой, и организационной. В плане политической поддержки выступило само правительство Чешской Народной Республики во главе с президентом Сената парламента д-ром Пэтром Питхардом и вице-президентом Яном Румлом. В первый же день открытия Конференцию поприветствовал экс-президент Вацлав Гавел, объявивший, что он счастлив предоставившейся возможности увидеться здесь "со своим другом Далай-ламой", «побывать в его магнетическом поле».
Финансовую поддержку Конференции уже в третий раз оказывает (частный) германский фонд Фридрих-Нойман Штифтунг, последовательно работающий "по поддержке принципа свободы и свобод" в этом мире. Фридрих-Нойман продолжает свое сотрудничество с тибетцами и группами поддержки Тибета несмотря на все протесты КНР и даже закрытие властями представительства фонда в КНР.
И - что естественно - организационную поддержку Конференции и Орг. Комитету Конференции оказал Департамент информации и международных связей Тибетского эмиграционного правительства (Дхарамсала, Индия).


В связи с последним фактом:

 среди участников Конференции и представителей тибетского правительства завязалась дискуссия о возможных взаимоотношениях групп поддержки Тибета с тибетским правительством.

Начиная со времени ухода правительства Тибета и высших лам во главе с Далай-ламой в эмиграцию в Индию, что произошло в 1959 году в результате вспыхнувшего народного восстания против китайской оккупации Тибета силами Народной Освободительной Армии Китая, длившейся с 1950 года, за рубежом тибетская проблема, не менее острая, чем проблема ближневосточного конфликта, начала становиться известной прежде всего благодаря усилиям лидера тибетского народа – Далай-ламы, а затем и других выдающихся мыслителей и религиозных деятелей Тибета. Причем что замечательно: вплоть до сегодняшнего дня Его Св. Далай-лама следует сформулированному им принципу «срединного пути» - то есть отстаиванию прав народа и свободы в рамках имеющейся политической ситуации, не требуя для Тибета независимости – хотя исторически до 1950 года Тибет этой независимостью обладал.
Позиция Далай-ламы вызвала немало споров среди самих эмигрантов-тибетцев и также среди тех, кто в разных странах мира стал поддерживать Тибет. Со временем политика Далай-ламы вызрела в его мирный «План из пяти пунктов», предлагающий КНР как основу для возможного договора несколько важнейших принципов: реальная автономия без вмешательства властей КНР в дела самоуправления Тибета, сохранение культурной самобытности: языка, религии, системы ценностей; демилитаризация района – выведение оттуда полумиллионных военных частей и превращение Тибета в экологический заповедник, с основной миссией – быть зоной ахимсы: ненасилия, зоной духовного развития для людей всех традиций, зоной-лабораторией по изучению и культивации сознания.
За предложенную современному миру новую модель политического мышления, последовательную деятельность, воплощающую принципы ненасилия, и ясно выражающую все эти идеи работу «Всеобщая ответственность и проблема мира на Земле» Его Св. Далай-ламе была присуждена в 1989 г. Нобелевская премия мира.
В то же время за прошедшие десятилетия в разных странах складывались и развивались в собственных направлениях группы поддержки Тибета. И на сегодня сложилась картина, о которой можно говорить, что параллельно существуют никак не управляемое движение групп поддержки с их разными направлениями деятельности, политическими принципами и стратегией - и политика (т.е. очень особенные принципы и стратегия)  Его Св. Далай-ламы и правительства тибетцев в эмиграции (сейчас - избранного впервые полностью демократическим путем).

Глава правительства – Самдонг Ринпоче, или, как его зовут: «Профессор Ринпоче» (Ринпоче – значит: лама-перерожденец , т.е. человек, отождествленный в тибетском обществе как перерождение выдающегося Учителя, йогина прошлого). Он представляет из себя религиозного деятеля высокого уровня, и вместе с тем он действительно был профессором, и не только профессором - ректором Университета тибетских исследований в Варанаси (Индия). Он известен как деятель и мыслитель.
Конференция еще раз стимулировала обмен мнениями участников разных групп – и тех, кто ориентируется на принципы и стратегию тибетского правительства, и тех, кто предпочитает собственные определения. Самдонг Ринпоче исчерпывающе объяснил позицию тибетского правительства: они не считают себя вправе диктовать что бы то ни было западным группам поддержки, единственный критерий приемлемости идей и методов этих групп для тибетцев – это ненасилие, отказ от насилия.


Вместе с тем все участники, все группы поддержки и, конечно, сами тибетцы едины в главном – озабоченности положением дел в Тибете, судьбой тибетского народа: проблемами политики массового переселения китайцев в Тибет, китаизации путем вытеснения тибетского языка из образования, репрессий относительно национальной религиозной культуры, множеством проявлений политики геноцида. Весь зал, не дыша, смотрел и слушал недавно освобожденного из лхаской тюрьмы тибетца Такпа Джигме Сангпо, возраст которого невозможно было установить по облику этого замученного, искореженного тела, являвшего взывающее ко всякой совести живое свидетельство пыток физических и моральных, не прекращающих совершаться над мирным невинным религиозным народом.



Но времена меняются. Ситуация сегодня все-таки не та же, что была несколько лет назад. И это тоже – и с особой силой – стало темой обсуждения на конференции.

Несколько новых моментов отмечают изменение ситуации: первое - в рядах групп поддержки Тибета в мире появились группы, состоящие из китайцев-диссидентов, живущих в западных странах – они были представлены и на конференции, и их выступления оказались одними из самых ярких и волнующих. Для них проблема Тибета вошла в единый комплекс борьбы за права человека в родной стране, за пусть медленное, но неотвратимое признание совершенных коммунизмом в Китае ошибок и преступлений, за преодоление причин, приводящих к возможности трагедии расстрелов на Тяньаньмынь. Второе - внутри КНР впервые зимой 2002-2003 китайскими учеными, интеллектуалами была подписана петиция к правительству о несправедливости судебного процесса над тибетским политическим заключенным. И главное – в КНР пришел во власть новый руководитель страны, представитель нового поколения политических деятелей.


Как отмечают политологи-китаисты, это новое поколение выказывает больше гибкости и открытости. В отношении проблемы Тибета такое проявление большей открытости имеет место в контактах с тибетцами-эмигрантами. За последний год официальные лица со стороны правительства КНР приняли две делегации с этой стороны – это вызвало широкий резонанс в кругах, следящих за ситуацией вокруг Тибета. Этой осенью, во время визита Его Св. Далай-ламы в Вашингтон американские и международные журналисты заговорили о возможности переговоров, о возможности посещения Далай-ламой Китая.
Пока что переговоры не начались и даже еще не готовятся. Нельзя забывать и о существовавших раньше, в конце 80-х годов, жестких требованиях со стороны правительства КНР о соблюдении нереальных предварительных условий для переговоров: таких как признание Далай-ламой того, что Тибет всегда исторически был неотъемлемой частью Китая – что Его Святейшество не может сделать, как он объясняет, уже по одной той причине, что как буддийский монах не может лгать; другое требование – признать Тайвань частью КНР, что тибетцы принципиально отказываются комментировать, аргументируя, что Тайвань нисколько не связан с тибетской проблемой. Третье требование – отказ от сепаратизма, как заявляет Его Св. Далай-лама, он и не должен выполнять, поскольку ему не от чего отказываться – он именно не проводит политики борьбы за отделение от КНР.


Однако ничто не может стоять на месте неизменно. Остается надеяться на сдвиги в политическом мышлении властей КНР. Без сомнения, если китайское правительство сможет сделать шаг к переговорам с лидером тибетцев – Его Св. Далай-ламой и тибетским эмиграционным правительством, к реальным переговорам, великая древняя страна продемонстрирует достойную себя модель не только экономической жизнеспособности, но и политической мудрости.
Думается, политические, общественные и прочие силы современного мира способны в этот переломный момент поддержать и упрочить возможность переговоров. Ведь это был бы первый пример реально ненасильственного разрешения острейших межнациональных проблем, пример победы над насилием.

 

вернуться в раздел вернуться назад
Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.