Философ Деятель Буддолог, тибетолог, переводчик Поэт, писатель МК CV Контакты
Главная страница / Деятель / Образование человека в третьем тысячелетии
«Образование человека в третьем тысячелетии»

История проекта

Этот проект был начат несколькими философами образования из разных стран, обеспокоенными дегуманизирующими тенденциями в политике и практике образования. В частности, мы отметили, что вместе с растущим значением конкурентоспособности в мировой экономике, наблюдается заметный рост коммерческих и техницистских подходов к образованию и ослабление гуманистических ценностей, важность которых обсуждалась ранее в докладе ЮНЕСКО под названием «Учиться Быть» (Learning to Be) Faure et al. (1972), а также в меньшей степени в докладе «Обучение: сокровище внутри» (Learning: The Treasure Within) Delors (1998).

Сегодня эти тенденции наблюдаются в международном масштабе и, как мы понимаем, происходят под влиянием постиндустриального технократически-информационного сценария.

Главная задача нашего проекта состоит в том, чтобы противостоять негативному воздействию на человека, и предложить на международном уровне консолидировать усилия мыслителей и деятелей образования, обеспокоенных современным состоянием образования. Мы верим, что обновление образовательных ценностей может произойти через критическое осмысление образования и его долгосрочных последствий, а также путем разработки конструктивных идей и предложений, которые наиболее актуальны в глобализированном мире.

В настоящиий момент мы делаем первые шаги по проекту, и в этой инициативе участвуют ряд коллег и организаций из разных стран. Как правило, многие образовательные реформы зарождались на Западе. Однако, поскольку важны подходы новой направленности, акцентирующие человеческие смыслы и ценности, нам представляется, что основные события этого международного проекта должны проходить не в западной части мира (не в США или Европе), но в Индии.

Мы уверены, что взгляды Далай-ламы, который является Нобелевским Лауреатом Мира и автором серии книг, в которых провозглашаются гуманистические позиции вне религии, воплощают многое из ценностей нашего проекта. В своих лекциях и книгах Далай-лама говорит и пишет об образовании как о главенствующем вопросе. Он сотрудничает с деятелями образования на протяжении последних 20 лет, особенно поддерживая идею светской этики в современном образовании.

«Моя надежда и желание в том, что в один прекрасный день формальное образование станет обращать внимание на то, что я называю «воспитанием сердца». Так же, как мы считаем само собой разумеющимся необходимость овладения основными предметами обучения, я надеюсь, что придет время, когда мы можем считать само собой разумеющимся, что дети будут изучать в рамках своей учебной программы необходимость внутренних ценностей: любви, сострадания, справедливости и прощения» (Его Св. Далай-лама 14-й).

Благодаря всемирной репутации Далай-ламы, мы считаем, что его поддержка нашего проекта будет очень важна. Поэтому мы добились возможности встречи с ним и представили ему идею проекта. После обсуждения, Его Св. Далай-лама одобрил проект и дал свое согласие участвовать в нем.



Текущее видение целей и стратегии проекта

В настоящее время видение проекта заключается в следующем.

Исследование природы человека, ценностей, наиболее важных для расцвета гуманизма, а также современных тенденций, которые этому препятствуют и противоречат, обязательно носит философский характер. Это справедливо для целого ряда запросов, возникающих в разных культурах и требующих более глубокого понимания в современном образовании во всех его формах и целях. Мы осознаем, что философия образования должна играть значительную роль в обновлении образования, а также, что это должно происходить в тесном сотрудничестве с педагогами.

В частности, мы видим необходимость подчеркнуть проблему, определяемую философами и обществоведами, как неолибералистское влияние на образовательную политику. В то время, как «свобода» рынка остается термином в теории неолиберализма, сам неолиберализм превратился в монополистический капитализм (Harvey 2007), приводящий к последствиям, которые, по мнению некоторых, вызывают «войну» как в сфере образования (Giroux 2014), так и в сфере демократии (Chomsky 1999; Deetz 1992; Wolin 2018), где люди контролируются иллюзиями (Chomsky1989; Dinan & Miller 2007), а не освобождаются посредством образования.

Мы полагаем, что философы образования и педагоги должны совместно предпринять активные действия, чтобы добиться внимания политиков в области образования, в целях изменения существующей образовательной парадигмы, принимая во внимание традиции разных стран.

Поэтому мы устремляем свои усилия к тому, чтобы выработать глобальную Декларацию об образовании, основанную на таких ценностях, как любовь, солидарность, забота, справедливость, сотрудничество, равенство и многообразие, и содержащую критику тех современных тенденций, которые представляют опасность для человечества.



Реализация

I этап

Отправной точкой для достижения нашей цели должна стать Инициативная конференция круглого стола. Эта встреча небольшой группы ученых и философов, осмысляющих образование, включая Его Св. Далай-ламу, которая состоится в Дхарамсале (Индия) 7-8 июля 2019 г. Эта конференция предназначена выявить основные аспекты глобальных проблем нашего времени, стоящих перед образованием человека и человеком как таковым, в особенности, в области политики образования, и определить важнейшие подходы и ценности в человеко-ориентированном образовании и в общественной, демократической миссии образования, то есть сформировать основные направления и идеи, которые требуется развивать на втором и третьем этапах - в Мировом Форуме и Декларации.

II этап

Второй шаг - большая конференция, Мировой Форум, объединяющий философов образования, ученых и политиков образования и педагогические мастерские (workshops), представляющие опыт практиков образования всех уровней и форм в разных контекстах.

Форум должен продлиться 5-7 дней, и его программа будет включать:

1) обсуждение рабочих документов по различным актуальным проблемам, которое должно обеспечить ключевые материалы для позиционных документов;

2) демонстрацию реализации различных педагогических идей практиков образования во время педагогических мастерских, с их обсуждением и формулировкой основных проблем и принципов для Декларации;

3) прения по выработке основных позиций Декларации;

4) решения о формах воздействия, которое должна оказать Декларация для улучшения образовательного опыта во всем мире с точки зрения политики и практики в различных учебных заведениях и т. д. Это будет включать определение задач с «переводом» таких воздействий в глобальном масштабе с учетом нынешних обстоятельств, формирующих национальные системы образования, и других неформальных условий: системы образования работают в геополитических контекстах, которые зависят от конкретных режимов регулирования, законов, политических и институциональных порядков.

III этап

На основании коллективного решения Форума о созыве международной встречи уполномоченных представителей состоится итоговая конференция мыслителей, политиков, практиков образования для принятия Декларации об образовании человека в 3-м тысячелетии и Руководства для педагогов, которые захотят участвовать в новой образовательной парадигме.



Место проведения

Мы планируем, что все события проекта состоятся в Индии, поскольку Индия является родиной великих знаний человеческой природы и знаний возможностей и методов морального, умственного и духовного развития. Также особенно важно, что Индия является страной со вторым по величине населением в мире, где можно обнаружить проблемы развивающихся стран во всем их многообразии, и в то же время это быстро прогрессирующая страна, следующая демократическим путем развития.



Сроки

Предварительно планируемые сроки – 2019-2020 гг.

I этап – 2019 г.

II этап – 2020 г.

III этап – 2020-2021 г.



Задачи и перспективы настоящего момента

В настоящий момент мы видим в качестве первоочередных следующие шаги:

- расширять Инициативную группу, что означает увеличение моральной поддержки коллег, отдельных участников и организаций из разных стран (негосударственные структуры и общественные организации могут помочь в выяснении, какие усилия предпринимаются на начальном уровне в отношении образовательных реформ, с какими проблемами педагоги встречаются, и каковы их потенциал и творческие силы);

- вести подготовку Конференции круглого стола.

Относительно финансового обеспечения 1-й стадии проекта у нас уже существуют предварительные договоренности.

Относительно 2-й стадии, которая должна иметь большие масштабы, есть понимание, что на этапе, когда мы достигнем моральной поддержки участников из круга коллег и организаций и, когда в коллегиальном обсуждении будет выработан проект программы Форума, тогда мы обратимся за финансовой поддержкой к крупным международным фондам и/или организациям.


Мировой Форум «Образование человека в 3-м тысячелетии»

• Во всем мире широко декларируется, что образование составляет центральный вопрос для общества. Но даже в тех странах, где образование получает повышенное внимание и финансовую поддержку, наряду с контролем со стороны правительства, важно то, что именно понимается под «образованием», и каким силам и направлениям оно служит. Сегодня, когда научно-технический прогресс растет в геометрической прогрессии, а взаимозависимость глобализированного мира становится все более прочной, один из основных факторов, создающих текущие глобальные проблемы (например, нищета, терроризм, загрязнение окружающей среды, изменение климата, торговлю людьми и перемещение населения) - это не отсутствие знаний или возможностей. Скорее, это природа людей, чьи «сердца» не были образованы. Таким образом, тот скрытый учебный план неолиберальных систем образования, например, поощряет краткосрочный конкурентный и «экономический» менталитет, который является рационально эгоистичным и ограниченным, и должен пониматься как представляющий большую опасность для человечества.

• Существует необходимость обсудить образование в современном мире перед лицом множества проблем. Чтобы более подробно изучить природу этих проблем и разработать соответствующие реформы в сфере образования для их решения, необходимо задействовать широкий круг точек зрения со всего мира, включая Запад и Восток, а также часто упускаемый из виду Юг, избегая подхода стандартизации, но с учетом исторических и теоретических перспектив и контекстов различных традиций, в которых образовательные практики были продуманы и развиты.

• Стремительные глобальные изменения влияют на саму человеческую идентичность, и мы должны поднять вопросы о том, какой мир мы совместно строим, и прийти к общему пониманию того, что такое собственно человеческое измерение жизни, особенно в свете постгуманистических перспектив.

• Нынешние национальные системы образования, как правило, формируются капиталистическими рыночными ценностями, что, в свою очередь, приводит к усугубляющемуся отчуждению, бедности, социальной несправедливости и изоляции по всему миру. Философы, социологи и другие специалисты в области образования пытаются осмыслить эти процессы, выработать идеи и предложить ответы. Следовательно, основой предлагаемого Форума будет философия образования, для того, чтобы прояснить проблемы образования и образовательной политики, а также четко сформулировать и философски обосновать возможные решения этих проблем.

• Быстрые глобальные изменения влияют на идентичность людей (то есть, кто такие люди и как мы должны жить), и поэтому мы должны постоянно поднимать вопросы, касающиеся того мира, который мы строим вместе. Посредством такого философского исследования мы будем стремиться к общему пониманию того, каковы надлежащие гуманистические измерения, особенно с точки зрения постгуманистических перспектив.

• Важно достичь состояния, в котором ценности, существенные для процветания человека, определенные и выраженные в местных условиях, с различиями в отношении пола, расы и социальных слоев, подчеркиваются в политике и практике образования.

• Конкретное содержание форума (темы секций, семинаров) будет определяться, начиная с Инициирующей конференции круглого стола.

• Круг участников должен включать философов, ученых, политиков образования, преподавателей, членов образовательных негосударственных организаций, представляющих все континенты, различные культурные регионы, страны, различные философские и научные направления и педагогические движения.



Темы для Инициативной конференции в круглом столе Проекта «Образование человека в 3-м тысячелетии»

I. Политика (Образовательные реформы: что на самом деле означает современная образовательная политика? Каким должно быть содержание политики в сфере образования, чтобы обеспечить потребности людей и сообществ?)

1) Рыночные, сетевые и государственные модели образования (Каковы основные различия между рынком, бизнесом и образованием, между рыночными и образовательными ценностями?) Различные модели организации образования; каким образом они обеспечивают (либо не обеспечивают) защиту общественных интересов.

2) Как следует понимать отношения между образованием и работой? Ограничения неолиберальных моделей и образовательной политики, сконцентрированных на экономическом производстве. Тенденции в образовании, которые поглощаются интересами глобального и когнитивного капитализма и неолиберализма, так что технические навыки и способности (например, предпринимательство) выходят на первый план, а человеческие качества и человеческое понимание игнорируются.

3) Опасные тенденции (Как образование отвечает на современные опасные для человечества тенденции? или - Как образование способно вести к угрозам и рискам для существующих доминирующих форм жизни, особенно техногенным катастрофам? Вопросы экологии как вопросы для всего общества или всего образования для исследования, для программ изучения во всех дисциплинах и для образовательных учреждений и – что не является последним по важности – в их использовании ограниченных ресурсов. Внимательное отношение к природе и понимание природы как сосуществование в одном мире, [в единой] социальной среде как необходимый вклад в изменение человеческой ментальности.)

4) В какой степени образование является общей и глобальной ответственностью?

5) Социальный мир (Какой мир мы строим с помощью современного образования?)

II. Демократия (Почему важно участие общественности в вопросах образования? Как оно может быть обеспечено? Миссия образования для демократии)

6) Роль технократических культур и элит как движущих сил управления образованием (управление образованием все больше монополизируется брокерами знаний и консультантами из технико-управленческого среднего класса)

7) Выявление и признание внутреннего противоречия между демократией и неолиберализмом

8) Как довести вопросы образования до более широкой, не специальной аудитории или группы заинтересованных сторон, с тем, чтобы граждане могли принимать непосредственное участие в вопросах, представляющих общественный интерес?

9) Наделение молодых и взрослых людей способностью быть критически настроенными гражданами.

10) Автономия образовательной системы (особенно образовательной школьной системы и университетов) Насколько она реалистична? До какой степени она существенно необходима?

11) Особая роль университетов, особенно их исследований и научных работников, становящихся "публичными интеллектуалами", – в их возможности вступить в контакт с обществом и способствовать развитию общественной сферы, и расширить масштаб рационального принятия решений в обществе.

III. Быть человеком (Есть ли необходимость помнить или раскрыть человеческую природу как основу человеческого образования?)

12) Быть человеком. (Что означает быть человеком более конкретно? Как образование должно соответствовать этим человеческим свойствам?)

13) Человеческая идентичность, разнообразие. (Как право на разнообразие и сохранение этого разнообразия возможны сегодня в глобализированном стандартизированном образовании?)

14) Пересмотр целей образования: концепции "благополучие", "счастье", человеческое "процветание", рассматриваемые как цели, и их влияние на современную ментальность. Каковы альтернативы?

15) Внутренние ценности. (Почему и как внутренние ценности: любовь, сострадание, справедливость, сотрудничество и солидарность — могут или должны быть частью учебной программы в области образования?)

16) Ценить мир. (Учит ли образование посредством «скрытого учебного плана» и т. д., мирным или воинственным взглядам, насилию и его основаниям, тому, что есть несправедливость, изолирование и т.д.? Как реально образование может способствовать миру, глобальному сотрудничеству и уважению человеческих прав в условиях конфликта, отчуждения, столкновения национальных интересов?)

17) Быть человеком в отношениях с другими живыми существами. (Роль, положение и место других существ в человеческом обществе как вопрос образования)

18) Постгуманистические перспективы. (Что постгуманистическое будущее привносит в современное образование? В свете угрозы конца человеческого рода и экологического кризиса. Технократизация как проблема образования. Быть человеком в цифровой век. Возможности, ограничения, опасности / проблемы человеческого образования в цифровую эру)

IV. Педагогика (Как может выглядеть человеко-ориентированное образование?)

19) Традиционное понимание образования. Различные перспективы, в прошлом и настоящем, то как мы понимаем образование человека в разных традициях: Север и Юг, Восток и Запад (педагогическое влияние геополитики знания и образования).

20) Равенство как принцип образования, а не цель.

21) Роль различий для образования как такового (преподавание и обучение пониманию различий и их преодоления. Всесторонние взаимоотношения с другими людьми).

22) Различные виды знания в образовании: научное знание, личностное знание, телесное знание, практическое знание, эстетическое знание, неявное, невербализируемое знание.

23) Образование и мышление. (Возможно / желательно / требуется ли обучать мышлению? Обучение мышлению с другими. Философский диалог, детство, новая философия в образовании.) Образование для мудрости (исследовательское мышление; суждение; понимание; роль критического мышления; эмпатическое нравственное исследование в образовании)

24) Культурное обучение.

25) Как человечество может выжить в обстоятельствах, когда гуманитарные науки остаются без должного внимания, а соответствующие отделения и программы закрываются? Место гуманитарных наук по отношению к науке и технологиям (так называемые STEM-дисциплины).

26) Образование экспериментальное: самопреобразование, саморазвитие, самообразование. Образование и преобразование.

27) Агностическая педагогика и другие подходы. Педагогика угнетенных и образование для эмансипации (интеллектуальное, то есть индивидуальное; социальное; политическое).

28) Образование как развитие чувства и позиции личной универсальной ответственности (зрелости).

29) Образование, дружба, любовь.

30) Современное нравственное воспитание. (Каковы пределы нравственного воспитания?)

31) Роль (для антропоцентричного образования) воображения; сенсорных, эмоциональных, духовных ощущений; внутренних переживаний, в частности эмпатии; развития рефлексивного и умозрительного опыта.

32) Новые образовательные формы жизни, кроме формального школьного образования и других учебных заведений, не подчиненные хронологическому порядку, успеваемости или эффективности. Цели и средства различных форм образования, которые практиковались на протяжении всей истории в различных контекстах, будут обсуждаться и критически оцениваться.

33) Проблема времени в образовании (хронологическое в сравнении с эйоническим и кайротическим временем. Преподавать и предоставлять время. Преподавать в настоящем времени. Школа и свободное время).

Просьба в случае цитирования статей и др. текстов делать ссылку на сайт.